На проектную мощность Лермонтовский горно-обогатительный комбинат, филиал Приморского ГОКа, вышел в 1987 году. Дальнейшая судьба одного из главных поставщиков вольфрамового концентрата, повторяет историю многих отечественных предприятий. В последний год существования Министерства металлургии СССР на базе Лермонтовского разведочно-эксплуатационного предприятия Приморского ГОК было создано отдельное рудоуправление. Через три года, в послепутчевом 1994 году, предприятие акционировали, сменив название на соответствующее духу времени словосочетание "Лермонтовская горнорудная компания". Поворот к рынку не оправдал возложенных на него надежд. "Разгосударствленное" хозяйство на всех парах катилось к банкротству. Через десять лет после приватизации о былом благополучии остались одни только воспоминания: в ходе недолгого заседания арбитражный суд объявил предприятие банкротом. Конкурсное управление Лермонтовской горнорудной компанией поручили специалистам Управляющей компании ОАО "ГМК "Дальполиметалл". Возрождение уникального производства пришлось начинать с элементарных вещей: переброски тяжелой техники взамен разворованной и списанной, организации постоянного контроля, оформления бессрочных трудовых договоров с персоналом. Усилия не пропали даром: предприятие опять вошло в рабочий ритм, а рост мировых цен на вольфрам позволил забыть о низкой рентабельности. Казалось, что все проблемы Лермонтовки, как звали ее сами работники горнорудной компании, остались в прошлом. Беда пришла, как это обычно бывает, откуда ее не ждали. Новость звучала приговором: среди руководителей горнорудных предприятий отрасли распространился слух, что Лермонтовкой заинтересовались рейдеры. Вскоре этот интерес приобрел зримые формы: неожиданно новым конкурсным управляющим выступило никому неизвестное ООО "Вольфрам". Новые менеджеры сразу четко дали понять, что именно им нужно на комбинате. Остановленная было процедура банкротства набрала обороты. С предприятием было покончено за два месяца. Как писали в своем открытом обращении сами работники Лермонтовской горнорудной компании, "…с марта 2006 года ситуация резко ухудшилась. Во-первых, предприятие раздроблено, во-вторых, фактически не работает…. Не закупаются материалы и реагенты для работы обогатительной фабрики. Нет тяжелой техники и запасных частей для работы горного цеха…". А в торгах по распродаже собственности горнорудной компании, которые устроили в холле частной гостиницы, победу одержала компания с "говорящим" названием "Вист – Автоцентр". Для чего авторемонтникам понадобилось градообразующее предприятие, стало известно сразу же после аукциона. Переименовав свою фирму в "Русский вольфрам", покупатели Лермонтовки выставили ее на продажу, причем цену выставили в три раза больше аукционной. А заодно, резко сократили текущие расходы обреченного предприятия. Остаются еще вопросы и к выжидательной позиции представителей властей, фактически сквозь пальцы наблюдающих за гибелью уникального предприятия. Спасать производство, а вместе с ним и родной городок Светлогорье, работники Лермонтовской горнорудной компании решили самостоятельно. Год назад они обратились в официальные инстанции с требованием проверить законность итогов скандальных аукционных торгов. Тем более, что сегодня государство, наконец, полностью осознало масштаб опасности, которую несет волна рейдерского передела собственности стратегических предприятий. По мнению известного эксперта в области корпоративных конфликтов, гендиректора компании "Стройэкспорт НП" Андрея Милованова, даже так называемые "белые рейдеры" вовсе не являются эффективными собственниками. Не бывает так, чтобы на заводе, захваченном рейдерами, провели модернизацию и наладили стабильную, успешную работу. Конечно, иногда бывают исключения. Хочется надеяться, что история Лермонтовской горнорудной компании, уникального в масштабах страны производителя концентрата вольфрамовой руды, станет исключением из печального правила. Ведь в данном случае, кроме государственного интереса, есть и "человеческий" фактор. Развал Лермонтовского комбината скорее всего приведет к уничтожению целого города.