Похоже, приватизация "Совкомфлота" откладывается. Российский премьер-министр Михаил Фрадков своим указом освободил от занимаемой должности гендиректора компании Дмитрия Скаргу. На его место назначен помощник Фрадкова по транспорту и связи Сергей Франк. Считается, что прошлый гендиректор пострадал за "очень большое желание приватизировать компанию", чего не хотели в правительстве. ОАО "Современный коммерческий флот" – ведущая судоходная компания с одним из самых молодых в мире флотов осуществляет перевозки по всему миру, конкурируя с российскими и иностранными компаниями. 100% акций принадлежит государству. Стоимость чистых активов "Совкомфлота" составляет $903 миллиона. Годовой оборот – около $340 миллионов.
Первая информация об отставке Дмитрия Скарги появилась еще в июле. Именно тогда премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что правительству надоело наблюдать за тем, как отечественные морские суда, избегая налоговых платежей, уходят в оффшоры под панамские и либерийские флаги. Фрадков пообещал вернуть их обратно. Аппарат правительства даже подготовил необходимый для этого законопроект "О российском международном реестре судов", который окажется в Госдуме уже к концу года. А глава Минтранса Игорь Левитин подготовил распоряжение о смене гендиректора "Совкомфлота", которое затем было направлено в администрацию президента и одобрено там. Эту информацию подтвердил и новый гендиректор Сергей Франк. В интервью "Коммерсанту" он сказал, что еще в июле Игорь Левитин предложил ему возглавить судоходную компанию.
Официально причины смены руководства "Совкомфлота" не называют. Как пишет "Коммерсант", от источника в Минтрансе газете стало известно, что Дмитрий Скарга не устраивал государство по нескольким причинам: эксплуатация флота под иностранными флагами, управление им через иностранные представительства и ориентация на мировой фрахтовый рынок. Интересно, что в течение четырех лет правительство не волновали эти проблемы. Поэтому сейчас все суда "Совкомфлота" - их 55 – зарегистрированы в оффшорах, что существенно снижает отчисления "Совкомфлота" в госказну. Для сравнения, в России судовладельцы платят в виде налогов до 80% своей прибыли, тогда как в оффшоре - 5%. В итоге 196 российских судов ходят под иностранными флагами - это почти 90% так называемого дедвейта - общей грузоподъемности российских судов. Однако, к примеру, все 75 судов Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) ходят под российским флагом. Ежегодно ДВМП выплачивает $27-30 миллионов налоговых платежей, тогда как сопоставимая с ДВМП по размеру бизнеса компания, зарегистрированная под либерийским флагом, выплачивает не более $1 миллиона. Но регистрация судов в оффшорах – распространенная практика: так легче брать кредиты в западных банках на закупку и строительство новых судов.
Еще одной причиной недовольства Дмитрием Скаргой стала "истерия вокруг возможной приватизации компании". Слушком уж менеджмент "Совкомфлота" хотел "уплыть" от государства и перейти в частые руки. Министерство экономического развития и торговли рассматривало возможность продажи 40% акций компании, но руководителям "Совкомфлота" и этого было мало. Еще в августе заместитель руководителя "Совкомфлота" Игорь Борисенко в интервью корреспонденту Дней.Ру заявлял, что поддерживает идею приватизации судоходной компании. "Мы не связаны с выполнением государственных функций, поэтому нас вполне можно приватизировать", - сказал он. По словам Борисенко, руководство компании не против, чтобы судовладельца приватизировать полностью, но для начала хватит и 40%: "Процесс приватизации нужно начать". Выступая за частичную приватизацию менеджмент "Совкомфлота" мотивировал свое решение тем, что это поможет привлечь дополнительные средства в госбюджет и на развитие самой компании и даже потратить полученные от размещения акций деньги на покупку компаний-конкурентов. Однако его мнение разошлось с мнением российского президента, который в августе оставил "Совкомфлот" в списке стратегических российских предприятий, приватизация которых возможна только по личному указу Владимира Путина.
И, наконец, еще одна версия смены руководства – этого добился сам Сергей Франк. В июле он посодействовал устройству сына российского премьер-министра Петра Фрадкова на должность заместителя гендиректора Дальневосточного морского пароходства. Кстати, именно в ДВМП начиналась карьера и самого Франка. В интервью "Коммерсанту" Франк отверг эту версию, зато рассказал о свои первых шагах на новой должности – это будет возвращение судов "Совкомфлота" из оффшоров под российский флаг. Сергей Франк пообещал, что смена менеджеров компании будет минимальна, а сама работа судов будет переориентирована на сотрудничество, в первую очередь, с российскими корпорациями.