Спектакль "Плутни Скапена" по пьесе Мольера снял с Театра на Малой Бронной "проклятье" его прежнего художественного руководителя.
Когда в театре в очередной раз сменилось руководство, и вместо Леонида Трушкина пост худрука занял Сергей Голомазов, театральная общественность замерла в ожидании.
Уходя, Трушкин сказал: "Театр на Малой Бронной, я в этом уверен, отстал навсегда".
Голомазов хороший режиссер и честный человек. Он сумел задвинуть личные режиссерские амбиции ради театра и поставить простой добротный спектакль
Сергею Голомазову достался театр, потерявший творческие ориентиры и практически не имеющий новых молодых звезд. В начале сезона новый худрук на извечный вопрос "Что делать?" ответил: "Сейчас нужно каким-то образом вывести театр из творческой контузии, потом пройти вместе курс реабилитации, возвращения веры в собственные силы, а после последовательно двигаться вперед". Именно поэтому была выбрана пьеса Мольера "Плутни Скапена" - сделать комедию, театральный шлягер, вдохнуть в актеров радость и веру в себя.
Комедия обстоятельств
Пьеса Мольера сама по себе "мексиканский сериал". К ней нельзя относиться серьезно. Две семьи, строгие родители и инфантильные дети, тем не менее женившиеся без согласия, тайно. Хитрый слуга, помогающий влюбленным. И в конце две невесты оказываются не безродными бедняками, а дочерьми этих самых строгих родителей.
В пьесе изначально нет сложной драматургии, тонких граней человеческого несовершенства и их преодоления (или непреодоления). Все сложности условны, пороки карикатурны, финал предсказуем.
Такие пьесы ставятся только ради игры.
Спектакль Голомазова – это мюзикл, цирк, буффонада. Актеры спускаются сверху на лонжах, появляются снизу, поют, танцуют и даже говорят на украинском, чукотском и татарском языках. Вообще в спектакле много современного - начиная от гастарбайтеров в строительных касках и заканчивая словечками и мини-монологами в стиле Хармса, играющего в КВН.
Но
самое подкупающее в премьере – удовольствие актеров, с которым они, как дети, дорвавшиеся до волшебного магазина игрушек, разыгрывают роли, друг друга и зрителей.
Ансамбль
Выделять актерские удачи сложно, потому что спектакль ансамблевый.
Давно не приходилось видеть спектакль, где не тянут на себя одеяло даже в несильно выигрышном ракурсе из-за текста или мизансцены.
Очень хорош Скапен (Александр Никулин) - не слуга, а господин если не по происхождению, то по положению. Дирижер обстоятельств, связующая нить между остальными персонажами, четко играющими маски Мольера, и народом Неаполя (гондольеры, головорезы и грации в исполнении студентов РАТИ), тем самым современным штрихом.
Жадные родители (Виктор Лакирев и Александр Макаров) комичны и точны в масках - утрированный порок жадности и непонимания старшего поколения. Невероятно инфантильные сыновья (Олег Соколов и Александр Голубков), ослепленные одновременно любовью и страхом.
Хороши и невесты: Гиацинта (Марина Орел) – типичный образ MTV-шной девушки, светлого "эмо", купающегося в страданиях, Зербинетта (Анна Маркова) – цыганка-хиппи, живущая по принципу ветра.
Шлягер удался
Спектакль не получит интеллектуальных премий, о нем не напишут мадригалы. Но этого совсем не нужно.
Голомазов - хороший режиссер и честный человек. Он сумел задвинуть личные режиссерские амбиции ради театра и поставить простой добротный спектакль. Он сумел выдержать стиль и не опуститься до примитивных пошлых ходов, лишь бы собрать кассу. Если бы была какая-нибудь премия за театральную честность, последовательность и понимание ситуации, я бы отдала ему.
Дорога в тысячу миль начинается с первого шага, и театр сделал его. А о высоких материях можно поговорить и потом.