Основные проблемы, с которыми столкнулись поисковики, это субъективная
оценка спорных публикаций и общественная значимость информации. Пока у них нет технической
возможности и правовых оснований для выяснения всего этого.
По словам эксперта IT-индустрии, исполнительного директора Reg.Ru Светланы Лиенко, граждане активно пользуются правом на удаление информации о себе. "Пока в России доля отказов по обращениям значительно превышает удовлетворенные запросы. Это говорит как о недоработках в самом законе, так и о неверном его толковании гражданами", – сказала она.
Так, в Хамовнический суд Москвы обратился самарский врач-невролог Сергей Макаров. Он потребовал удалить из результатов поиска ссылки на страницы с данными о нем. Врач хотел, чтобы "Яндекс" стер данные о его работе, включая адрес, ИНН и другие реквизиты, сохранившиеся со времен, когда он занимался частной практикой, и более неактуальные. Но поисковик не счел эту информацию персональной. Такая позиция у многих экспертов и юристов вызывает недоумение.
Кроме того, люди абсолютно справедливо хотят, чтобы неподтвержденная информация о происшествиях с ними и их близкими не становилась достоянием общественности. Очень часто распространяют такие данные недобросовестные СМИ, гоняющиеся за сенсациями. И с завидным постоянством эти "факты" официально не подтверждаются. Желтая пресса тут же теряет к таким новостям интерес, но все ранее слитое в Сеть остается в ней.
В подобной ситуации оказался казанский бизнесмен Давид Маджарян. Он подал иск против "Яндекса", Google и "Мэйл.Ру". Поводом стала статья о его жене, сбежавшей с сотрудником ГИБДД. Предприниматель не отрицает, что рассказал журналистам свою историю, но, по его словам, они "исказили полученную информацию и опубликовали какую-то ерунду". Поисковики потребовали от заявителя документально доказать недостоверность публикации. То есть заявителю предлагалось подать сначала иск к изданию. Но Маджарян намерен воспользоваться правом на достоверную информацию и выиграть дело у поисковиков.
Кстати, сами поисковики считают, что вступившая в силу с
2016 года норма нуждается в доработке. Так, в частности, они предлагают
добавить критерий общественной значимости. Кроме того, крупнейшие представители
этого сегмента интернета хотят предусмотреть удаление ссылок только после
получения соответствующих решений компетентных органов. Эксперты надеются, что
все упущения будут исправлены. И тогда люди, желающие воспользоваться правом на достоверную информацию о них, смогут обрести спокойствие, вместо того чтобы снова становиться объектом пристального внимания. Пока же закон
не избавляет их от недостоверной информации, а лишь поднимает ажиотаж.
Между тем о необходимости закона говорит статистика. Так, "Яндекс" получил более 3,6 тысячи запросов на удаление недостоверной или неактуальной информации. А в Google из стран Евросоюза поступило почти полмиллиона запросов на удаление ссылок.