Прошлое к лицу драгоценностям. Они, как и вино, чем старше - тем дороже и тем изысканнее их "вкус", пропитанный легендами и тайнами прошлого. Должно быть, в каждой семье есть свои фамильные драгоценные реликвии, передающиеся по наследству. Они дороги нам именно своим прошлым, той легендой, сопровождающей их от поколения к поколению. Точно так же каждый уважающий собственную историю ювелирный дом дорожит своими великими творениями. А нередко выкупает уникальные украшения у владельцев, чтобы пополнить свои музеи. Так поступают и Cartier, и Van Cleef & Arpels, и Boucheron, и Chaumet. У этих компаний за долгое время их существования накопилось немалое количество украшений с легендой. Van Cleef & Arpels У знаменитого дома Van Cleef & Arpels одним из самых уникальных украшений является колье-молния Zip, созданное в 1951 году. За несколько лет до этого, в 1938 году, ювелиры получили заказ на него от самой герцогини Виндзорской. Той самой американки, ради брака с которой Эдуард VIII отказался от английского престола. Будучи постоянной клиенткой Дома и страстной любительницей драгоценностей, герцогиня всю жизнь старалась перещеголять Елизавету в роскоши. Ей принадлежали великолепные украшения самых известных мастеров того времени. Предание гласит, что эскиз мультифункционального колье-молнии набросала сама герцогиня. Именно это колье Zip стало прообразом всех современных украшений-трансформеров от Van Cleef & Arpels. С именем еще одной супруги наследника престола, Грейс Келли, связано другое украшение Van Cleef & Arpels. Ювелирный дом был провозглашен официальным поставщиком княжеского двора еще в 1956 году, когда изготовил большой заказ на эксклюзивные драгоценности к свадьбе бывшей кинозвезды с принцем Монако. Спустя годы Грейс Келли заказала ювелирам Дома шикарную платиновую тиару с 17 грушевидными бриллиантами, бриллиантами классической огранки и огранки navette. Удивительно, что эту тиару благодаря ее конструкции можно носить и в качестве колье. В 1978 году принцесса Монако надела ее на бракосочетание своей дочери Каролины с Филиппом Жюньо. Сейчас оба исторических украшения хранятся в музее Van Cleef & Arpels в Париже. Cartier У этого патриарха ювелирного мира невероятное множество легенд. С Домом Cartier связаны сотни громких имен и знатных семейств. Клиенты марки - принцы, махараджи, кинозвезды. Та же герцогиня Виндзорская носила колье с роскошными аметистами и бирюзой от Cartier. Американская красавица и миллиардерша Барбара Хаттон к своей свадьбе получила от Cartier роскошный сет "Бенгальские тигры" из нескольких украшений. Она же владела колье Cartier с бриллиантами и изумрудами, созданным в конце 40-х прошлого века. В 1925 году Cartier выпустила кольцо, состоящее из трех переплетенных колец из платины и золота желтого и розового цвета, положившее начало культовой коллекции Trinity. Первое кольцо было куплено известным французским поэтом и режиссером Жаном Кокто. Легенда повествует, что это кольцо придумал сам Кокто, хотя подтверждений тому нет. Кольцо стало любимейшим у Кокто, в нем его поэтическое воображение видело символ любви, которую дополняют уважение и дружба. После смерти великого поэта его ювелирную коллекцию, а вместе с ней и то первое концептуальное кольцо Trinity унаследовал его друг, известный режиссер и сценарист Жан Марэ. Chaumet Старейший ювелирный дом Chaumet бережно хранит свою историю. Когда-то взлету популярности Chaumet способствовал сам Наполеон Бонапарт, его первый клиент. Большой поклонник ювелира Мари-Этьена Нито, Наполеон, как известно, придавал большое значение символам и знакам, таящимся в его окружении. Это он в 1810 году заказал Chaumet браслеты, впоследствии окрещенные "литературными", к его первой встрече с будущей супругой, австрийской принцессой Марией-Луизой. Секрет браслетов состоял в подборе и расположении камней, из первых букв которых складывались слова. Натролит-аметист-перидот-опал-лазурь-изумруд (еmerald)-оникс-натролит в данном раскладе составляют имя императора. Таким же образом был составлен второй браслет, посвященный императрице, Marie. На третьем браслете была зашифрована дата первой встречи Наполеона и Марии-Луизы и дата их свадьбы. Реплики тех легендарных браслетов супругов Бонапарт пользуются успехом и сегодня. Наполеон, впрочем, не ограничился браслетами из полудрагоценных камней и к свадьбе преподнес Марии-Луизе пышный ювелирный ансамбль из платины, бриллиантов и сапфиров. Мари-Этьен Нито лично изготавливал диадему, корону и гребень для невесты Бонапарта. А на годовщину свадьбы романтичный вояка подарил супруге колье из 24 круглых и каплевидных бриллиантов, которое сейчас хранится в парижском музее Chaumet. Boucheron Однажды в 1928 году бутик Boucheron в Париже посетил махараджа Патиала, за которым слуги несли шесть сундуков, полных драгоценных камней. В сундуках ювелиры насчитали 7571 белый бриллиант, 1432 изумруда и 14 серых жемчужин, почти все из них размером с перепелиное яйцо. Одни рубины пересчитать оказалось невозможным, поэтому в описи осталась на века заметка "рубины, большей частью неограненные, посчитать представляется затруднительным делом". Приблизительная общая стоимость камней восточного гостя составила по тем временам два миллиарда франков. Махараджа повелел французским ювелирам сделать из них нарукавное украшение, колье и пояс. Работа кипела и днем, и ночью. Ювелиры Boucheron создали множество экскизов, пока не согласовали дизайн с махараджей. Нарукавное украшение украшал центральный изумруд-кабошон огромных размеров, его оттеняли бриллианты и каплевидные изумруды. В колье причудливо переплетались бриллианты и каплевидные изумруды. А пояс был соткан из золотых нитей и в тон им украшен желтыми бриллиантами. Заказ был выполнен в срок, и махараджа остался доволен. А эту историю ювелиры Boucheron передают от поколения к поколению. Совсем как в семьях передают по наследству прабабушкино колечко.