Одна из центральных проблем в школе – жестокость. Дети далеко не всегда чувствуют ответственность за свои поступки, не имеют "тормозов", которые внутренне пресекают переходящее все грани поведение. Поэтому между одноклассниками порой происходят весьма печальные инциденты.
Все по-взрослому
Конфликты в школе, как и в любом другом коллективе, неизбежны. Не всякий взрослый умеет выходить из спорных ситуаций достойно, что уж говорить о детях. По мнению руководителя проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS Татьяны Киселевой, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, способность договариваться так, чтобы не ущемить свои права, напрямую связаны с развитием эмоционального интеллекта ребенка. "Родители могут научить ребенка отслеживать свои эмоции, понимать их причины и последствия. Это можно сделать, читая ребенку сказки, рассказы, обсуждая мультфильмы и кинофильмы", – говорит эксперт. Не стесняйтесь быть искренними со своими детьми, проговаривать то, что вы чувствуете ("Я чувствую радость, потому что…", "Я расстроен(а), потому что…"). Ведь делясь своими переживаниями, как положительными, как и негативными, вы создаете атмосферу доверия и открытости, учите распознавать эмоции, показываете, что причиной негативных переживаний могут являться не люди, а события или поступки.
"Обсуждайте и его поведение, и действия других людей. Разбирайте их, объясняйте, как и почему люди себя ведут. Злые дети – это те, кто живет без любви, в собственных страхах и неуверенности в чем-то. Конечно же, умение адекватно реагировать на различные жизненные ситуации не формируется в один день, когда проблема уже возникла", – советует руководитель НДЦ клинической психиатрии, председатель Московского общества психиатров Александр Хаминский.
"Злые дети – это те, кто живет без любви, в собственных страхах и неуверенности в чем-то"
Однако, по словам Хаминского, дети, которым родители на протяжении всей жизни внушают, что они – самые лучшие, сталкиваются с проблемами низкой самооценки не реже. "Выходя в социум после пребывания на протяжении пяти-шести лет в компании любвеобильных бабушек и дедушек, мам-пап и верных нянь, они впервые не получают привычной порции похвал "за просто так". Отсюда – внутренняя убежденность, что вокруг враги, нежелание и неумение идти с ровесниками на контакт, строить отношения с людьми совершенно различными, а не теми, кого им выбрали в друзья старшие родственники, разобщенность, чувство одиночества и непонятости, и как результат – низкая самооценка и различные формы социофобии. Маленькие "нарциссы" с трудом адаптируются в школе, часто – из-за повышенной эгоистичности, сварливости от невозможности получить 100% внимания к своей персоне, неумения идти на контакт, проявляя инициативу", - добавляет он.
"Маленькие "нарциссы" с трудом адаптируются в школе, часто – из-за повышенной эгоистичности, сварливости от невозможности получить 100% внимания к своей персоне"
"Во всем, что происходит с ребенком, так или иначе виноваты родители. Это аксиома, – утверждает психиатр. – И унижаемые, и угнетатели – это дети, недополучившие что-то от своих родителей. Недовоспитанные, недолюбленные, скрытные, с комплексами. Самоутверждение всегда происходит за счет более слабого. Маленький и незрелый человек компенсирует собственные недостатки, бороться с которыми по различным причинам не может. И сделать это в группе единомышленников намного проще. Именно поэтому травля носит обычно коллективный характер". По его словам, сдающиеся, замыкающиеся в своей проблеме дети, фактически добровольно становятся "козлами отпущения". Они или привыкают к этой роли в семье, или не способны решить конфликт путем коммуникации – хотя бы пожаловаться старшим. Это происходит из-за страха порицания со стороны родителей, гиперответственности перед ними. Все это свидетельствует об отсутствии теплых, доверительных отношений в семье, а также – повышенной требовательности к ребенку со стороны родных.
Стоит ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации
Некоторые конфликтные ситуации требуют обязательного участия взрослого. Захочет ли ребенок обсудить свои первые проблемы с родителями – это вопрос доверительных отношений между ними. "Хотите, чтобы ребенок все вам рассказывал, постарайтесь чаще разговаривать с ним, обсуждать прожитый день, эмоции, людей. Слушайте активно, внимательно, задавайте вопросы, приводите примеры из собственного опыта. Постарайтесь не переходить на нотации и нравоучения, иначе ребенок очень быстро потеряет тягу доверять вам", – советует детский психолог, методист проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS Наталья Капитоненко. По ее мнению, важно научить ребенка самостоятельно справляться с конфликтами, то есть уметь не только понять другую сторону, но и постоять за себя. "Если эмоционально напряженная ситуация касается отношений с ровесниками, вы можете выступить советчиком, понимающим старшим другом, но не стоит пытаться разрешить детскую ссору на взрослом уровне. Вашего малыша просто поднимут на смех его же ровесники, и ребенок будет чувствовать себя униженным. Вам спасибо за это он точно не скажет", – предостерегает она.
"Предложите ребенку игру: пусть он побудет своим обидчиком. Разыграйте сценку, в которой ребенок представит себя на месте противника. Возможно, тогда вы вместе поймете, что именно так зацепило "враждующую сторону", и сможете найти решение конфликта"
Плохая компания, или За что отвечает педагог
Родители приводят своего ребенка в школу, и их ответственность за него формально перекладывается на директора школы, а по факту – на учителей. Именно они отвечают за учеников. Увы, но в печальных инцидентах, когда ребенок, к примеру, получает травму, подравшись со сверстниками, остро встает вопрос о юридической ответственности. "Сложно получить внятные ответы на вопросы, какие именно полномочные рычаги воздействия доступны учителям для предотвращения конфликтов между учениками. Что учитель (как правило, женщина) может противопоставить хулиганистому подростку-акселерату, который порой по комплекции мало чем отличается от взрослого? Можно ли вообще обеспечить количество дежурных учителей, которое смогло бы контролировать все школьные помещения, где дети контактируют друг с другом? Вряд ли", – убежден Хаминский.
"Во всем, что происходит с ребенком, так или иначе виноваты родители"
В числе факторов риска – также плохая компания, где ребенок позаимствует отрицательные и опасные шаблоны поведения, пристрастится к курению, алкоголю и так далее. При этом далеко не всегда персонал школы адекватно реагирует на возникающие ситуации, проявляя равнодушие. А если что-то происходит при попустительстве педагогов – пытаются всеми силами уйти от ответственности.
Многих неприятных ситуаций в школах все-таки можно избежать. Адвокат Оксана Филачева уверена, что сами учителя, как правило, знают, кто именно из учеников является источником напряженности в классе. "Обязанность педагогов – вовремя привлечь родителей и психологов к работе со сложным ребенком. Крайней мерой в таких ситуациях является смена школы. Если видно, что ребенок никаким образом не может взаимодействовать с коллективом, это единственный выход", – считает она. Что касается пострадавших сторон, то если родители занимают активную позицию по защите своего чада, администрация учебного заведения досконально разбирается в ситуации. "Если в результате возникает прямой конфликт между учителями, детьми и их родителями, то я рекомендую школу менять. Ребенок не должен продолжать учиться в неприятной и нервозной для него обстановке", – добавляет Филачева.
"Сами учителя, как правило, знают, кто именно из учеников является источником напряженности в классе"
При этом нельзя забывать, что некоторые непрофессиональные педагоги часто сами генерируют негативные факторы, которые могут навредить детям: оказывают психологический прессинг, оскорбляют, так сказать "навешивают ярлыки" – все это эмоционально травмирует детей.
"К сожалению, взрослые не застрахованы от наличия комплексов, потребности в гиперкомпенсации и срывов. Но, согласитесь, часть конфликтов с педагогами происходит, когда их подопечные действительно "потеряли берега" и буквально довели учителя до потери человеческого облика. Кто виноват, что дети так поступают – рисуются перед одноклассниками, бравируя своей "крутостью", ведут себя неадекватно тем условиям, в которых находятся в школе, не уважают и не признают авторитет учителя – образованного человека? Обычно – сами родители", – рассуждает Хаминский.
"Часть конфликтов с педагогами происходит, когда их подопечные действительно "потеряли берега" и довели учителя до потери человеческого облика"
Но иногда придирки действительно перерастают в настоящую травлю. "Я слышал о случае, когда учительница срывалась на дочери своей бывшей одноклассницы, так и не пережив за прошедшие годы "неподеленного" мальчика. Здесь, кроме обстоятельной беседы между родителями, руководством школы и непосредственно педагогом, дела не решить. Боитесь, что ваше вмешательство только навредит ребенку? Напрасно. Он должен быть уверен, что вы всегда готовы защитить его", – говорит он.
"В таких ситуациях сначала необходимо написать заявление директору школы и параллельно направить жалобы в управление образования соответствующего района, города. При веерном обращении за помощью с учителем, безусловно, будет проведена работа. Может, ребенку поменяют класс, чтобы педагог, с которым возник конфликт, у него не преподавал", - советует Филачева.