Следы препарата, замедляющего реакцию, были обнаружены в крови одного из пилотов разбившегося под Ярославлем Як-42. В этой катастрофе погибли хоккеисты "Локомотива". В среду обнародованы официальные итоги расследования ЧП, которые проливают свет на причины падения лайнера.
Комиссия МАК установила, что экипаж мог спасти воздушное судно, если бы вовремя принял решение о прекращении взлета. Достаточно было отменить взлет за 1000 метров до торца взлетно-посадочной полосы, и катастрофы удалось бы избежать. Однако, судя по действиям летчиков, такой вариант не рассматривался. Действия пилотов признаны несогласованными, необходимые расчеты при взлете не производились. При этом установлено, что со стороны диспетчеров давления на экипаж не оказывалось, последующих срочных взлетов не планировалось.
Основной причиной падения называется усиленное торможение при взлете. Комиссия выяснила, что тормоза Як-42 были задействованы не только на передней, но и на основной стойке шасси. При этом сила торможения достигала восьми тонн, а взлетная скорость была ниже необходимой на 20 километров в час. "По всей видимости, пилот не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них, вытягивая штурвал вверх", – приводит слова председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова РИА Новости. При этом точно выяснить, кто именно нажимал на тормоза, не удалось. Сделать это мог как командир экипажа, так и второй пилот.
Результаты расследования показали, что второй пилот находился под действием фенобарбитала, который строго запрещен к употреблению перед полетом, так как оказывает угнетающее действие на сознание. Выяснилось также, что летчик наблюдался у невролога, который диагностировал заболевание нервной системы. "По представленной медицинской документации на второго пилота, со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года – и на руках", – заявил глава комиссии.
Падению Як-42 способствовало и то, что при взлете самолет задел левым крылом антенну радиомаяка, что привело к разрушению конструкции лайнера с разливом керосина. Судно начало заваливаться на левый бок и рухнуло, уже практически перевернувшись.
В ходе расследования также обнаружилась вина компании "Як-сервис", которая уделяла недостаточное внимание подготовке летного состава. У пилотов не было нужного числа часов налета после перехода с самолета Як-40 на Як-42. Переподготовка велась с перерывами и в недостаточном объеме. "В авиакомпании организация летной работы и система управления безопасностью полетов фактически отсутствовали, а штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был", – сообщил руководитель комиссии МАК.
Напомним, что трагедия с лайнером Як-42 произошла под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Самолет взлетел с аэродрома Туношна и почти сразу рухнул на землю. На борту лайнера находилось 45 человек – восемь членов экипажа и 37 пассажиров, включая состав хоккейной команды "Локомотив". При падении в живых остались лишь бортинженер самолета и хоккеист Александр Галимов, который позднее скончался в больницу.