Межгосударственный авиационный комитет провел первый полет с целью воссоздания катастрофы Як-42 под Ярославлем. Летчики взлетели и повторили действия экипажа в ходе аварийного рейса. Следующий запланированный полет гораздо опаснее, потому что во время разгона один из пилотов будет давить на тормоз, как, предположительно, это делал один из членов экипажа разбившегося лайнера.
Места пассажиров в самолете во время эксперимента заняли мешки с песком. Испытатели подняли в небо Як-42, аналогичный тому, который разбился 7 сентября на аэродроме Тутошна под Ярославлем. Перед полетом пилоты запомнили все параметры, которые им нужно было выставить, чтобы создать те условия, в которых находился аварийный лайнер. Все было проделано точно так же, как в день трагедии, за исключением одного.
"Целью полета было воспроизведение фактических действий экипажа в аварийном полете, но без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы. После посадки самолета специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля для сравнения испытательного и аварийного полетов", – говорится в сообщении на сайте Межгосударственного авиационного комитета. Взлет был выполнен успешно – таким образом, предположения специалистов МАК о воздействии на самолет дополнительной силы подтвердилось.
Вторая часть эксперимента будет намного сложнее и опаснее. Летчикам предстоит создать потенциальную аварийную ситуацию. Один из них будет разгонять Як-42 и поднимать руль высоты, а второму предстоит давить на педаль тормоза. Когда произойдет отрыв переднего шасси от взлетной полосы, пилотам нужно будет начать совместное экстренное торможение. При этом они должны будут действовать абсолютно слаженно и не упустить момент. Если торможение начнется слишком рано – эксперимент не будет засчитан, если же слишком поздно – произойдет еще одна катастрофа.
Такой сценарий эксперимента объясняется тем, что, по предположению специалистов, пилот разбившегося самолета мог держать ногу на педали тормоза, возможно, приняв ее за опору для ступни, расположенную рядом. Торможение длилось от середины ВПП до самого момента взлета.
Для того чтобы все же взлететь этой ситуации, пилот (возможно, это был командир) переложил руль высоты на кабрирование и слишком сильно потянул штурвал, сообщает РБК. Самолет оторвался от земли уже после того, как машина выехала на 500 метров за пределы полосы. В воздухе тормозящее действие колес исчезло, и из-за перетянутого руля высоты Як-42 резко рванул вверх и свалился в штопор. Уже падая вниз, лайнер пробил корпусом мачту радиомаяка.