Пятая годовщина гибели подводного атомохода "Курск", помимо траурных мероприятий, стала еще и днем подведения итогов. От морских военачальников требуют обещаний, что подобная трагедия больше не повторится. Спасение семи подводников, находившихся в затонувшем батискафе, дает возможность надеяться, что эти требования будут осуществлены. Однако сам факт аварии показывает, что работа по усилению ВМФ только начата. Руководство ВМФ, в свою очередь, говорит об извлеченных уроках и перспективах развития флота. Подлодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в результате взрыва на борту. Все 118 членов экипажа АПЛ погибли.
Авария стала тем самым "громом", заставившим "перекреститься" чиновников и заняться перераспределением средств в пользу ВМФ. Показательно, что в дни аварии СМИ часто путали аббревиатуры ВМФ (военно-морской флот) и МВФ (международный валютный фонд). В тот период вопрос кредитов, процентов и долгов был более насущным и обсуждаемым, нежели оборонный комплекс страны. Спустя пять лет журналисты и эксперты уже не путают флот и фонд, а в финансировании ВМФ и в сознании военного руководства наблюдаются заметные позитивные сдвиги. После возложения венков к памятнику погибшим, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин был вынужден отвечать на неизбежные вопросы об уроках трагедии. "Первоначальные уроки – да (вынесены). Не хватило средств спасения - мы их приобрели. Теперь стоит задача научиться их правильно использовать". По словам Масорина, ВМФ России в ближайшие месяцы закупит в Великобритании подводно-спасательный аппарат "Пантера". Аппарат стоит порядка трех миллионов долларов. "Это более современный, чем "Скорпион" (до аварии батискафа предполагалось закупить именно это оборудование – прим. Дни.ру), аппарат, который будет дислоцироваться на базе 40-го научно-исследовательского института (НИИ) в Санкт-Петербурге, где находится специальный отряд водолазов", - сказал адмирал. #{more} "Командование ВМФ планирует создать аэромобильный отряд по спасению терпящих бедствие подводных лодок, на вооружении которого будут аппарат "Пантера", штатный самолет, автотехника, а также другие средства спасения", - сообщил адмирал. Традиционное для советского периода "холодной войны" нежелание допускать иностранцев во внутренние тайны страны сыграло негативную роль в истории "Курска". Но недавняя авария батискафа АС-28 показала, что от этой фобии удалось избавиться или, по крайней мере, изменить подход к иностранному вмешательству в критические моменты. Цена этого решения – семеро спасенных со дна Тихого океана подводников.
Материал подготовила Елена Калашникова