От ГМ-продуктов и непонравившихся покупок
Депутаты Госдумы, воодушевившись резонансом "антипивных" и "антитабачных" законов, решили продолжить. Теперь под огонь народных избранников попали импортеры. Депутаты считают, что они не только должны возить товар, но и отвечать наряду с производителем и продавцом за его качество. Импортеры уже пообещали объединиться, чтобы либо отменить документ, либо исправить его. В пятницу депутаты приняли в третьем чтении поправки к закону "О защите прав потребителей". Суть поправок сводится к следующему: если потребитель дистанционно (по каталогу или через Интернет-магазин) приобрел товар, а потом он ему не понравился, то еще в течение недели покупатель может вернуть купленную вещь без объяснения причин. Юрист Интернет-магазина "003.ru" Виталий Киселев заявил Дням.Ру, что отрицательно относится к этой поправке, так как механизм возврата товара все равно не отрегулирован, но отметил, что "особой угрозы" для этого вида бизнеса он не видит. А исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский заявил "Коммерсанту", что лучше бы "новый закон требовал предоставления более конкретной информации о самой торговой компании: принадлежность ресурса, номер лицензии, юридический и фактический адреса". Это, по его мнению, больше бы защитило потребителей, нежели возможность возврата товара.
Вторая существенная поправка требует от производителя пищевых продуктов, использующего для изготовления своей продукции генетически модифицированные источники (ГМИ), размещать информацию об этом – независимо от количественного содержания ГМ-компонентов – непосредственно на упаковке продукта. Это нововведение депутатов вызвало у импортеров больше вопросов. Первый - причем здесь импортеры, если маркировать продукцию должен производитель? Один из депутатов Госдумы, попросивший не называть его фамилию, формально признал, что вся ответственность лежит на производителе и импортеру трудно проконтролировать содержаться ли ГМИ в продукте или нет? В комментарии Дням.Ру депутат посоветовал импортерам просо не связываться с теми производителями, где данных об отсутствии или присутствии ГМИ нет на этикетках. Но импортеры считают, что это не решит проблему. По словам директора по маркетингу АВК "Эксима" (владеет московским мясоперерабатывающим заводом "Микоян") Андрея Хижняка, "к примеру, содержание в продукте 2% генно-модифицированной сои не показывает ни один анализ". Поэтому принципиальных изменений от этой поправки нет. Как и раньше, этот вопрос остается на совести производителя.
Основных игроков российского рынка мясопереработки волнует ситуация с импортным сырьем. "Львиная доля импортных бройлеров вскармливается в основном той же модифицированной соей,– поясняет "Коммерсанту" господин Хижняк.– При анализе куриного рулета из такого бройлера можно обнаружить генно-модифицированные компоненты, хотя формально продукт чист. Как поступать производителю в таком случае?"
В Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) считают, что импортеры лишь номинально включены в цепочку ответственных за качество товара: "Потребители по-прежнему будут обращаться с претензиями по качеству товара к непосредственным продавцам, потому что они ближе, и производителям, потому что проще будет договориться".
Но отдельные импортеры не исключают возможности объединения усилий для создания "антилобби" новой редакции закона, которому еще предстоит пройти Совет федерации и быть подписанным президентом. Как заявил "Коммерсанту" старший юрисконсульт группы компаний "Русьимпорт" (один из крупнейших поставщиков алкогольной продукции в РФ) Александр Акимов, "закон еще не принят окончательно, а потому паниковать рано": "Тем не менее, если какие-то из пунктов документа будут серьезно затрагивать наши права, я не исключаю возможности, что импортеры объединятся ради отстаивания своих интересов на государственном уровне".