Обычным учащимся и абитуриентам сложно разобраться в существующем объеме платформ и систем, что ставит под сомнение всю систему конкурентоспособности онлайн образования, хотя данный тип образования является уникальным ресурсом, создающим массу дополнительных возможностей для учащихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования.
На государственном уровне присутствие онлайн-образования на рынке образовательных услуг РФ подкреплено Федеральным законом*, обеспечивающим обязательное наличие электронной среды в случае реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, а также порядок применения дистанционного обучения в случае наличия не только онлайн-программ.
Однако, роль государства в системе онлайн – образования не должна ограничиваться исключительно созданием благоприятных условий с точки зрения законодательства. В данном случае государство должно выполнять функцию создания условий, в которых человек может выбирать для себя лучшее, наиболее эффективное, комфортное и качественное образование. На сегодняшний день, на рынке онлайн-образования в России не существует собственной платформы, объединяющей в себе онлайн дисциплины различных платформ и университетов.
Российские университеты и платформы онлайн-образования ограничиваются созданием собственных ресурсов или размещением своих курсов на иностранных платформах, объединяющих в себе курсы всего мира. Будем честными, многие из данных платформ оставляют желать лучшего. С другой стороны, далеко не все платформы взаимодействуют между собой и обмениваются опытом, что приводит к снижению конкуренции и торможению развития всей индустрии онлайн образования.
Вместе с этим, у онлайн образования есть много минусов, которые дистанцируют человека от личного взаимодействия, минимизируют возможность наработки портфолио и презентации его окружению. Однако именно заявка на создание и наработку портфолио в дополнение к результатам обучения является уникальной возможностью для людей продвигать самих себя на рынке труда. Также, это вопрос создания наиболее эффективных условий для развития нашего человеческого капитала.
Российская Федерация на сегодняшний день нуждается в онлайн-образовании, так как оно решает много проблем, связанных с обучением на удаленной территории, с обучением на рабочем месте. Это также возможность для людей, имеющих ограничение по здоровью, занятые в рамках дома – которые не могут в данный момент активно обучаться в реальной жизни. Однако, для успешной реализации всех функций онлайн образования необходимо переходить на следующую ступень не только распространения различных платформ и их внедрения, но и повышения качества уровня того, что делается в данный момент с целью наглядного сравнения данных платформ.
* Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий