Как мы стали жить в мире, в котором становится нормой уничтожение культурных ценностей? Почему уничтожение зданий, скульптур или целых городов воспринимается некоторыми людьми как нечто вполне обыденное?
С древних времен культурные ценности являлись основой цивилизаций. Общество переставало существовать, когда уничтожались его основные культурные ценности. Константинополь пал вместе с уничтожением Императорской библиотеки. Рим существовал совсем недолго после разграбления вестготами. Да и Троя пропала бы безвозвратно, если бы Эней не вынес пенаты из города.
Однако те времена прошли. Слава богу, мы стали жить в обществе, где вандализм не поощряется. Культурные объекты теперь пытаются сохранить, а не уничтожить. Однако все равно находятся люди, которые готовы противопоставить хаос цивилизованному обществу.
"Исламское государство*" в этом году начало уничтожать памятники культуры. Их действиям нет никакого объяснения с точки зрения логики или какой-нибудь идеологии. То, что в феврале боевики уничтожили библиотеку и музей Мосула, а уже в июне – гробницы религиозных исламских деятелей, говорит об отсутствии религиозного мотива. Их ничего не оскорбляет, ничего из уничтоженных объектов им не мешает – это просто весело. Животное начало в представителях "ИГ*" может быть довольно только тогда, когда на бульдозере равняет с землей руины древнего города.
Украинские националисты тоже недалеко ушли от своих собратьев по уничтожению памятников. "Ленинопад", который начался еще в конце 2013 года, является абсолютным подражанием любому другому "культурному геноциду". Если посудить, то снос памятников Ленину говорит о том, что украинцы хотят уничтожить советское наследие, реальное и культурное. От декоммунизации в России это отличается тем, что на Украине она началась на 20 лет позже.
У нас в стране с культурным наследием сражается Дмитрий Энтео, который называет себя православным активистом. На фоне того, что Православная церковь возвращает свое имущество и иконы, деятельность Энтео выглядит более чем странно. Его вандализм в Манеже больше похож на выходки теряющей популярность рок-звезды. Напомню, что до своей активной "православной" деятельности Дмитрий употреблял наркотики и вообще вел довольно отвязную жизнь.
Каждый раз, когда мы видим очередной акт вандализма, нужно понимать: перед нами – не человек, а животное. Человек способен созидать, сохранять свои творения и передавать их потомкам. Животное начало в человеке может только разрушать ради собственного увеселения.