партнеры
Пятница
16 апреля
Лента новостей
партнеры
Общество
Блогеров поставили на место

Блогеров поставили на место

Новосибирская компания ООО "НЛ Континент" (бренд NL International) сумела через суд приструнить некомпетентных блогеров. Все дело в том, что компании устроили настоящую травлю: сразу несколько видеоблогеров методично постили на YouTube ролики, в которых не стеснялись даже переходить на прямые оскорбления.
прочитано 3542 раза

Например, деятельность компании открыто называли "всероссийской аферой", сотрудников компании обвиняли в "неадекватности", саму компанию и вовсе приравняли к тоталитарной секте. По мнению блогеров, компания предоставляет "ненастоящий, ложный" продукт, который "может нанести вред здоровью".

В общей сложности на YouTube вышло 17 роликов, каждый из которых собрал от 200 тысяч до 3 миллионов просмотров.

К сожалению, обвинения со стороны блогеров, нередко переходящие в откровенный буллинг, сегодня не редкость в Рунете. А вот призвать к ответу любителей злоупотреблять свободой слова можно только через суд. Причем судебные разбирательства зачастую длятся достаточно долго, это дает блогерам некоторую фору. Пока бизнесмены доказывают в суде порочащий характер распространяемой информации, блогеры успевают безнаказанно наклепать еще пару десятков роликов.

Кстати, не исключено, что повышенная активность блогеров в отношении конкретной компании вовсе не бескорыстна. Столь слаженные и массовые нападки в Сети вполне могут спонсировать нечистые на руку конкуренты, особенно учитывая, что выйти на истинных заказчиков подобных акций, как правило, практически невозможно без проведения полноценного расследования.

Но случай с компанией NL International – это история о справедливости со счастливым концом.

Юристы компании вели подготовку к делу около полугода: детально изучили актуальную судебную практику, собрали сертификаты качества продукции и провели экспертизу высказываний блогеров с привлечением экспертов-лингвистов. Как утверждают в компании, материалы дела составили 7 увесистых томов по 150 листов документации в каждом.

Согласно принятой процедуре, представители органов внутренних дел также направили официальный запрос руководству платформы YouTube с просьбой установить личность авторов видеороликов для того, чтобы направить им повестку. Однако оказалось, что идентифицировать блогеров невозможно, поскольку в YouTube не зафиксированы такие данные. Получается, что люди, которых мы привыкли видеть на экранах компьютеров, далеко не всегда регистрируют каналы под собственным именем и с точки зрения закона являются вымышленными телевизионными персонажами, а не реальными людьми.

Затем дело было направлено в Арбитражный суд Новосибирской области, где рассмотрение было проведено в полном соответствии с порядком, заявленном в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

Судья Арбитражного суда Новосибирской области Ирина Лузарева рассмотрела все представленные компанией NL International доказательства: заключение лингвистов о воздействии суждений блогеров на потенциальных партнеров и покупателей, а также сертификаты, подтверждающие качество продукции. К слову, мнение блогеров о том, что продукт NL International "оказывает отрицательное воздействие на организм", опровергнуть было проще всего: пищевые продукты в РФ проходят жестко регламентированную законом процедуру, прежде чем получат разрешения на продажу, поэтому у компании есть все необходимые документы по каждому наименованию.

Изучив все материалы дела, суд во время заседания 21 сентября 2020 года постановил, что высказывания блогеров не соответствуют действительности и порочат репутацию компании – ведь, согласно презумпции о добросовестности компании, любые нападки на бизнес должны быть подкреплены серьезными доказательствами. Суд также признал недопустимым распространение 40 фейков, опубликованных на YouTube. "Оспариваемые заявителем высказывания о деятельности заявителя содержат явные обвинения заявителя в нарушении закона и в непрофессионализме, при этом никаких подтверждений данных высказываний неизвестные лица не приводят", – говорится в судебном решении.

Ни один из блогеров за время, отведенное на оспаривание решения суда, не подал встречную апелляцию, поэтому решение суда вступило в силу 24 октября. Оно и понятно: громкие заявления делать легко, а вот доказать, например, что компания "реализует негодный продукт" или что политика компании "построена на обмане и человеческой жадности", сложнее. Ведь подобные утверждения, по сути, не что иное, как обычные оскорбления, а отнюдь не эксклюзивные факты, как это пытаются представить горе-расследователи. Кстати, суд целиком и полностью встал на сторону представителей NL International, подтвердив, что распространенная в роликах информация "не является оценочным суждением или предположениями, а выступает в качестве утверждения о фактах".

Между тем настоящие факты говорят о том, что компания NL International является одним из самых заметных производителей функционального питания, БАД и продуктов для снижения веса на рынке. Компания и ее продукция сертифицирована по международному стандарту ISO 22000:2018 Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Стоит отметить, что в Новосибирске процент пищевых производственных компаний, которые имеют сертификат ISO небольшой – около 5%.

Да, действительно, распространение продуктов компании происходит по системе многоуровневого маркетинга (MLM-система: multilevel marketing). Заметим, что подобная бизнес-модель хорошо известна уже многие десятилетия и активно используется производителями косметики, бытовой техники, здорового питания и др. Остается только предположить, что создатели роликов настолько переусердствовали в своем стремлении очернить бизнес компании, что даже не потрудились провести хотя бы самый поверхностный факт-чекинг.

"Мы вкладываем все силы в развитие: на сегодня у компании продвинутые технологии производства. Мы уверены в качестве продукта, потому что мы производим его из лучшего сырья, – отмечает президент NL International Дмитрий Хохлов. – И нам очень жаль, что блогеры, не разобравшись в том, что мы делаем, публикуют недостоверную информацию, которая вводит в заблуждение наших потребителей и партнеров. Ведь мы открыты для общения, готовы дать по запросу любые данные. Приходите, спрашивайте. Мы все расскажем!"

Сейчас в обществе все громче слышны дискуссии о том, что блогеры уже готовы заменить собой традиционные СМИ и что контент, публикуемый на персональных страницах в интернете, оказывается ярче, интереснее, эксклюзивнее. Только вот какова цена этой яркости? Традиционные СМИ, напомним, действуют в четких законодательных рамках, а публикация сомнительной информации запросто может стоить им лицензии. За рубежом аналогичные правила уже давно действуют и для блогеров. Так что судебные иски, опровержения, взыскание морального вреда и удаление недостоверной информации – привычные правила игры для западных интернет-расследователей. Заметим, что тот же YouTube, на котором размещались оскорбительные ролики российских блогеров, последние несколько лет серьезно ужесточил политику в отношении защиты авторских прав, а также требований к контенту, предназначенному для детей.

В России пока, к сожалению, блогеры работают в правовом вакууме. Несколько лет назад у нас предприняли попытку наладить законодательное регулирование в этой сфере и в закон ввели само понятие "блогер", Роскомнадзору предписали вести соответствующий реестр. Однако в итоге эксперимент был признан неудачным.

В результате от деятельности зарвавшихся блогеров страдают даже их добросовестные коллеги. Получается, зачем дорожить репутацией, проверять информацию, если сделать имя и собрать лайки можно на дешевом хайпе. К ответственности же горе-расследователей привлекают крайне редко, и касается это в основном каких-то уж очень громких дел, как, например, наделавший много шума скандал Алишера Усманова с Алексеем Навальным. Или дело Тинькофф банка против блогеров Михаила Печерского и Алексея Псковитина.

Судя по всему, ждать появления четко прописанных и действительно работающих законодательных механизмов в России придется еще долго. Так что на сегодняшний день справедливое судебное разбирательство оказывается единственной возможностью защититься от травли в Сети. Хотелось бы надеяться, что очень скоро дела, подобные NL International, перестанут быть экзотикой для российской судебной системы. Возможно, в будущем очередной интернет-расследователь десять раз подумает и все перепроверит, прежде чем решится опубликовать очередные псевдоразоблачения.

ЧИТАЙТЕ "ДНИ.РУ" В "ДЗЕНЕ" – ТОЛЬКО ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

комментарии

Ответить: