Для российских нефтяников, качающих нефть на Запад
В следующем году у российских нефтяных компаний, помимо инфляции и весеннего роста спроса на бензин, появится еще один предлог, чтобы увеличить цены на внутреннем рынке. Украина готовится поднять тарифы на транзит нефти через свою территорию почти на треть. Российские нефтяники, пока только возмущены этими планами, а эксперты говорят, что России давно пора задуматься об альтернативных экспортных маршрутах, пишут "Ведомости".
Как пишет издание, правительство Украины хочет в следующем году увеличить ставку рентной платы за транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на 30% — до $0,89 за тонну. Об этом говорится в доработанном проекте закона "О государственном бюджете Украины на 2005 год", который украинское правительство во вторник внесло на рассмотрение Верховной рады. В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что в случае повышения размеры ренты поступления в госбюджет от транспортировки нефти в следующем году могут составить $55,2 миллиона при условии, что оператор нефтетранспортной системы — "Укртранснафта" обеспечит транспортировку прогнозных объемов нефти (62 миллиона тонн).
Российские нефтяники возмущены планами украинского правительства. "Рост транспортных тарифов — один из главных факторов снижения рентабельности для нефтяных компаний, — констатирует представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. — Поэтому, если Украина повысит ренту, мы будем пытаться перекинуть часть наших объемов на альтернативные маршруты". Другой выход, говорит Красовский, — поставлять больше нефти на украинские заводы, для которых транспортные тарифы останутся прежними, и вывозить с Украины нефтепродукты.
Понятно, что повышение ставки грозит компаниям серьезными затратами. Но, как известно, российские нефтянники хорошо научились решать свои финансовые проблемы за счет потребителей. Гнать нефть на Запад будут в любом случае, там она дороже, а вот на внутреннем рынке можно спокойно поднять цены, чтобы как-то компенсировать затраты по транспортировке.
Вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев сказал Дням.Ру, что если бы правительство не медлило с решением о строительстве новых нефтепроводов, то мы "вообще бы не зависели от наших братьев-славян". Григорьев отказался назвать причины задержки, заверив, что они ему неизвестны. "Это знает только премьер-министр", - сказал он Дням.Ру.
С Григорьевым соглашаются и независимые эксперты. Как заявил "Ведомостям" аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров: увеличение Украиной тарифов "лишний раз доказывает, как опасно зависеть от транзитных маршрутов".