None
Общеевропейские структуры выступают за создание закона, защищающего религиозные святыни от посягательств как в мирное, так и военное время. Россия может поставить себе в заслугу последовательное и долгосрочное отстаивание этой позиции.
Выступая 6 сентября на проходящем в Румынии заседании Европейской экуменической ассамблеи, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден заявил о намерении инициировать разработку международного договора, имеющего целью охрану - как во время войны, так и в мирное время - религиозного наследия: церквей, мечетей, синагог и других значимых в духовном смысле памятников.
Подобная инициатива возникла у председателя ПАСЕ после поездки на Ближний Восток. Посещение ван дер Линденом Иордании и Израиля сопровождалось встречами и переговорами с лидерами иудейской, мусульманской и христианской общин, которые выступают за эффективную защиту всех объектов религиозного наследия. Как признался председатель ПАСЕ, "я собственными глазами видел, как ничем не обоснованное уничтожение святынь наносит глубокие душевные раны: усугубляет вражду, разжигает конфликт, препятствует поиску мирного решения".
Появление инициативы по защите религиозных памятников, по всей вероятности, также связано с рядом варварских атак, предпринятых против объектов религиозного наследия в разных странах за последние несколько лет. Среди наиболее громких преступных акций можно назвать взрыв мечети имама Али в иракском городе Эн-Наджафе и уничтожение талибами* расположенных в афганской провинции Бамиан уникальных статуй Будды.
Следует отметить, что в международном праве существуют соглашения, целью которых является защита объектов культурного наследия, в том числе религиозных святынь. Среди них - Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и протоколы к ней. Эти документы запрещают причинять какой-либо вред объектам культурного наследия во время вооруженных конфликтов и устанавливают обязанность государств, участвующих в таких конфликтах, привлекать к ответственности лиц, виновных в нанесении вреда. По всей видимости, работа существующих международных инструментов является неэффективной и не устраивает Совет Европы.
Россия сформулировала свою позицию по вопросу охраны религиозного наследия еще три года назад: МИД в 2004 году выступил за то, чтобы в современном международном праве была закреплена императивная норма, запрещающая уничтожение религиозных святынь в ходе вооруженных конфликтов. Внешнеполитическое ведомство заявило, что российская сторона готова внести свой вклад в разработку документа совместно со всеми заинтересованными государствами.