В августе, когда верстался план приватизации на будущий год, пишут "Ведомости", Минэкономразвития предложило включить в него принадлежащие государству 51,17% акций "Аэрофлота". Но правительство отказалось от этой идеи. Впрочем, премьер-министр Михаил Фрадков тогда пообещал, что окончательное решение о возможности продажи госпакета "Аэрофлота" будет принято до 1 октября. А вчера замминистра экономического развития Андрей Шаронов сообщил, что его ведомство подготовило проект указа президента об исключении "Аэрофлота" из перечня стратегических предприятий. "Приватизация 51,17% "Аэрофлота", скорее всего, состоится в 2005 году", — цитирует Шаронова агентство "Интерфакс". По мнению аналитиков, приватизация "Аэрофлота" пошла бы на пользу развитию компании. Поскольку в условиях усиления конкуренции "Аэрофлоту" нужен активный, финансово состоятельный акционер, который хорошо разбирается в отрасли. Ожидается, что в первую очередь госпакет "Аэрофлота" заинтересует НРК, а также "Альфа-Эко", которая уже полтора года пытается получить в управление базовый для "Аэрофлота" аэропорт "Шереметьево". Ранее основной владелец НРК, депутат Госдумы Александр Лебедев подтверждал "Ведомостям" интерес к приобретению госпакета "Аэрофлота". Но он оговаривался, что считает 2005 год слишком ранним сроком для приватизации. Президент компании "Альфа-Эко" Александр Савин не исключил участия "Альфа-групп" в приватизации "Аэрофлота". "Мы будем рассматривать эту возможность, когда государство сформулирует и объявит условия продажи госпакета", — заверил он. Но эксперты не исключают, что приватизацией "Аэрофлота" заинтересуются и другие финансово-промышленные группы. Управляющий директор компании "Базовый элемент" Дэвид Джеованис говорит, что его компания, недавно купившая 51% "Авиалиний Кубани", считает авиационную отрасль одним из своих приоритетов. По его словам, "Базэл" внимательно рассматривает все возможности по наращиванию своих авиационных активов, в том числе и продажу госпакета "Аэрофлота". Олег Царьков, исполнительный директор фонда "Ренова-капитал", говорит, что "Ренова" также интересуется приватизацией "Аэрофлота": "Все будет зависеть от цены". Ранее министр транспорта Игорь Левитин призывал правительство не торопиться с приватизацией "Аэрофлота", пишут "Известия". Глава Минтранса считает, что "Аэрофлот" можно продать подороже после реконструкции аэропорта "Шереметьево". Менеджмент "Аэрофлота" и основной частный акционер - Национальная резервная корпорация (НРК) - также уверены, что "Аэрофлот" к приватизации не готов. Правда, причины этого они называют разные. Глава НРК Александр Лебедев недоволен работой менеджмента авиакомпании и боится, что из-за этого "Аэрофлот" купят по дешевке. По его словам, сначала надо разобраться с терминалом "Шереметьево-3", сделать более прозрачной систему продажи билетов и снизить зависимость благополучия компании от "роялти" (платежи западных авиакомпаний за пролет по транссибирским маршрутам). Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, в свою очередь, уверен, что до приватизации нужно расширить авиакомпанию за счет приобретения региональных перевозчиков. В таком случае, считают в "Аэрофлоте", за госпакет (51,2% акций) удастся выручить намного больше. По сообщению Интерфакса, в четверг министр транспорта Игорь Левитин и глава МЭРТа Герман Греф встречались специально для того, чтобы обсудить судьбу "Аэрофлота". А после этого заместитель Грефа Андрей Шаронов заявил, что "Аэрофлот" скорее всего будет приватизирован в 2005 году". И вчера же гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский пригрозил, что его компания может потерять интерес к управлению аэропортом "Шереметьево". По его словам, это произойдет в случае, если государство одобрит строительство "Аэрофлотом" третьего терминала в аэропорте. Между тем первый шаг к этому уже сделан. В среду совет директоров авиакомпании одобрил план строительства "Шереметьево-3" стоимостью $430 миллионов. Барановский отмечает, что аэропорт должен управляться из единого центра. Но это будет невозможно при реализации инициативы "Аэрофлота". Шансы "Альфы" управлять воздушными воротами страны тают на глазах. А ведь "Альфа-Шереметьево" еще в январе была признана победителем конкурса по выбору управляющей компании для "Шереметьево". Но правительство до сих пор не передало аэропорт частному оператору. Более того, чиновники утверждают, что Минтранс предлагает назначить наконец гендиректора "Шереметьево" и рекомендует на эту должность и. о. руководителя аэропорта Евгения Бахтеева. К тому же "Альфа" сама согласилась с тем, что "Аэрофлоту" будет дано право строить свой терминал в "Шереметьево". Такая "опция" закреплена в разработанной летом "Аэрофлотом" и "Альфа-Эко" совместной концепции развития аэропорта. Поэтому "Альфа-Эко" вполне может воспользоваться ситуацией, чтобы красиво выйти из борьбы за "Шереметьево". Кроме "Аэрофлота", по данным "Независимой газеты", МЭРТ планирует исключить из списка стратегических предприятий и "Связьинвест". А весь госпакет компании (75% минус 1 акция) планируется продать в следующем году.