Личный состав отдела "Крылатское" во главе с начальником обратился с письмом к президенту РФ Владимиру Путину и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с просьбой обеспечить нормальные условия службы. И прежде всего погасить задолженность за сверхурочную работу.
Реакция последовала незамедлительно – начальник отдела Виктор Климчук был уволен. Между тем опальный милиционер рассказал "Газете" о реальном положении дел в московской милиции. По его словам, в городе сложилась система, когда вся работа милиционеров свелась к формализму. Никакой реальной борьбы с преступностью не ведется, оперативники и следователи завалены бумажной работой, а многие милиционеры рассматривают свою работу прежде всего как бизнес.
В письме, адресованном Путину и Нургалиеву, милиционеры сообщают, что руководство ГУВД нарушает по крайней мере сразу три закона - Конституцию, Трудовой кодекс и закон "О милиции". Милиционеры постоянно вынуждены работать сверх нормы, но никакой компенсации им за это не выплачивается.
В прошлом году приказом начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина был установлен следующий режим работы милиционеров: с 9.00 до 18.00 с двумя выходными в неделю, а накануне выходных и праздников устанавливается сокращенный рабочий день. "Впрочем, в последнее время руководство ГУВД идет на определенные хитрости, - считает отстраненный начальник ОВД. - Довольно редко усиленные режимы несения службы вводятся приказами, в которых всегда оговаривается необходимость компенсаций за переработанное время, чаще приходят телеграммы, которые начинаются со слов "настаиваю", "рекомендую", "указываю", "предлагаю ввести усиленный режим". После таких телеграмм приезжают проверяющие и смотрят, все ли правильно поняли рекомендации. Таким образом, ответственными за переработки оказываются начальники отделов". "Большие начальники советуют компенсировать переработки отгулами. По мере возможности люди отгуливают, но за время усилений у каждого накапливается по несколько отпусков, и если компенсировать все переработанное время, то придется закрывать отдел".
Усиленный вариант несения службы предусматривает для рядовых сотрудников 12-часовой рабочий день с одним выходным в неделю, руководители подразделений же переходят на круглосуточное дежурство. Но даже компенсации, оговоренные в приказах, милиционерам получить не удается – руководство постоянно ссылается на отсутствие денег. Сверхурочная работа всех московских милиционеров (в московской милиции работает около 80 тысяч сотрудников) в декабре-январе должна была обойтись бюджету более чем в $1,5 миллионов.
За последние годы в Москве сложилась система, когда борьба с преступностью и обеспечение безопасности населения существуют только на бумаге: "Конечно, иногда преступления раскрываются, но по большей части происходит это случайно - рядом с местом преступления оказались милиционеры и задержали злоумышленника, иногда сами граждане ловят преступников". Но главную борьбу милиционеры ведут за показатели. В основном раскрываются преступления по 327-й статье УК - это подделка документов, - пояснил Виктор Климчук. - Речь идет о фальшивых миграционных документах и временных регистрациях. Так вот, если где-то раскрыто серьезное преступление, скажем, разбойное нападение, и больше ничего, то руководство недовольно и считает это плохой работой, если в сводку даешь три-четыре раскрытия по 327-й - то все хорошо. Главное - не качество раскрытых преступление, а их количество. Поэтому раз в неделю милиционеры отправляются на какую-нибудь стройку и ловят там человек 15-20 с фальшивыми регистрациями, а затем ежедневно выдают это небольшими порциями в сводки. Причем в борьбе за показатели таким способом пользуются все службы - участковые, патрульные, уголовный розыск, отделы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, борцы с организованной преступностью".
Во многом благодаря активности правоохранительных органов по выявлению тех, кто пользуется фальшивыми регистрациями, растет в Москве количество преступлений, совершенных иногородними. "Рост в Москве иногородней преступности - проблема искусственно созданная, 65% всех преступлений, совершенных приезжими, - это подделка документов", - утверждает Климчук.
По наблюдению бывшего начальника ОВД, в милиции работает четыре категории людей: для первых это призвание, для других - способ получить бесплатное образование, для третьих - возможность избежать службы в армии, для некоторых - бизнес, причем порой милиционеры даже не скрывают, что берут деньги. "Ведь рядовые сотрудники видят, на каких машинах ездят генералы, знают, в каких квартирах они живут и какие особняки строят себе. Люди прекрасно понимают, что они приобретают имущество на миллионы долларов, а не на зарплату, хоть и генеральскую. "А чем мы хуже их?" - спрашивают рядовые милиционеры. В результате некоторые сотрудники выходят на дежурства только для того, чтобы поймать в толпе прохожих иногородних. Если документы не в порядке, то забирают все деньги, которые у задержанного есть с собой. Чем жестче режим в городе, тем богаче некоторые милиционеры. Конечно, таких сотрудников следовало бы выгонять из органов внутренних дел, но заменить их некем, да и не факт, что на их место придут честные люди.