Ровно тысячу лет назад скончался князь Владимир, который известен в первую очередь как креститель Руси и носит ласковое народное прозвище "Красно Солнышко". Сегодня князь почитается церковью как равноапостольный святой – то есть как человек, который внес сопоставимый с апостолами вклад в распространение христианства. Однако путь к канонизации был тернист, а финал в качестве святого поначалу даже не проглядывался – ведь до обращения в к единому Богу Владимир вел себя в полном соответствии со средневековыми порядками, заведенными на Древней Руси. Жестокость молодого князя порой была такова, что популярный сериал "Игра престолов" на фоне его деяний выглядит как безобидное фэнтези из категории фильмов 6+. И потому история Владимира Крестителя – это не столько житие, сколько история о шансе на прозрение и спасение любого, даже если он превосходит всю семейку Старков вместе взятую. Путь великого воина и любовника Среди трех сыновей князя Святослава Владимир был единственным незаконнорожденным – его мать была всего лишь ключницей у его бабушки, княгини Ольги. Поначалу он жил отдельно от братьев, в селе Будятина. Но даже когда он переехал в Киев, периодически ему припоминали его происхождение, и из-за этого княжич чувствовал себя ущербным. Некоторые исследователи полагают, что корни его последующей мстительности и жестокости берут начало именно из детских унижений, связанных с княжеской неполноценностью. Когда отец распределял роли между сыновьями, Владимиру досталась роль второстепенного новгородского князя. Вскоре у него возник первый, как сейчас принято говорить, "конфликт интересов" с его братом Ярополком (княжившим в Киеве). И тот, и другой посватались к дочери полоцкого князя Рогвольда. Князь Владимир сватается к Рогнеде По воспоминаниям современников, княжна Рогнеда была писаной красавицей. Однако в Средние века женились не по любви, а по расчету: породнившись с Рогвольдом, можно было значительно укрепить свои позиции внутри страны. Получив два предложения, полоцкая княжна предпочла Ярополка, попутно смертельно обидев Владимира замечанием про то, что не желает сочетаться браком с "сыном рабыни". Оскорбленный в лучших геополитических чувствах, новгородский князь повел войска на Полоцк. Город был взят, а вся семья князя Рогвольда захвачена в плен. После этого Владимир показательно овладел невестой собственного брата на глазах у ее семьи, а затем казнил ее отца и братьев. Вскоре Владимиру представился шанс выяснить отношения с Ярополком, которого он безжалостно убил в ходе княжеской междоусобицы. Братоубийство, ужасное само по себе, в Древней Руси было не такой уж и редкостью – перед тем, как погибнуть от рук Владимира, Ярополк сам успел убить другого брата – Олега. Так Владимиру достались все земли братьев, а сам он воцарился в Киеве. При этом беременную жену убитого Ярополка, гречанку Юлию Владимир сделал своей наложницей. Будущий креститель Руси вообще был известен как "великий распутник" – только официальных браков в его жизни было шесть (в которых родилось более 20 детей), а число наложниц выходило за все разумные рамки. "Ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии", – писал о нем Николай Карамзин в "Истории государства Российского". Помимо секса и разнообразного блуда, другим любимым развлечением Владимира того времени были войны. Князь воевал с Польшей, затем подавлял бунт вятичей, а после завоевал страну "дикого, но мужественного народа латышского". В итоге на северо-западном направлении он расширил свои владения до Балтийского моря, а на южном – завоевал Корсунь и грозился даже захватить Константинополь. От язычества к пути истинному В момент, когда Владимир пришел к власти в Киеве, на Руси было распространено язычество, представляющее собой разношерстный набор верований и учений напополам с магией и другими культами. Новый князь попытался как-то объединить эти верования, установив на холме в Киеве статуи разнообразных божеств во главе с Перуном, почитаемым как княжеский бог. Чтобы задобрить богов, славяне регулярно совершали жертвоприношения – в том числе и человеческие. Известна история, когда Владимир распорядился найти очередную жертву для богов среди жителей Киева, и выбор пал на некоего Иоанна, сына христианина. Его отец Феодор отказался отдавать княжеским дружинникам своего ребенка, сказав перед смертью: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека". По преданию, предсмертные слова Феодора заставили Владимира сомневаться в верности ставки на язычество. Он постепенно начал поиски иной религии, рассматривая различные варианты. Одними из первых пропагандировать свою веру пришли мусульмане. "Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него", – констатирует итоги их визита Карамзин. Внимательно заслушав все возможные варианты, князь последовательно отказал иудеям и католикам, но заинтересовался верой греческой (византийской). Вскоре у Владимира появилось и доказательство верности выбора – перед самым крещением у князя сильно разболелись глаза, он почти перестал видеть. Но как только он крестился, недуг ушел, что произвело сильное впечатление как на самого князя, так и на его ближайшее окружение. "Я был зверь, а стал человек" Православные источники говорят, что после святого Крещения Владимир также повелел уничтожить языческих идолов по всей Руси, и учредил церковную епархию. По его инициативе христианство активно распространялось на Руси. При этом князь наконец отказался от чрезмерной жестокости, проявляя милосердие и сострадание. Так, он не преследовал тех, кто пожелал остаться язычником или исповедовал иную веру, если только они не поднимали вооруженный бунт против реформ Владимира. Кроме того, князь раскаялся в совершенных грехах и освободил всех наложниц. Он крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему усмотрению и выделил им приданое. После многих лет, проведенных в распутстве, Владимир наконец принял настоящие семейные ценности, известные теперь как традиционные. В христианском браке он состоял с византийской царевной Анной, а после ее смерти в 1011 году женился еще раз. В 1015 году он умер после долгой и продолжительной болезни. Князь Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Его оплакивали всем городом. “И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце”, – говорится в свидетельствах того времени. Спустя несколько столетий князь был канонизирован и причислен к лику святых. Известна фраза Владимира, произнесенная им после крещения: "Я был зверь, а стал человек". И действительно – в молодые годы князь проявлял больше животного, чем человеческого. Но в том, что крестителем Руси стал один из самых жестоких и развратных правителей Средневековья, есть свой символизм. Ведь самый темный час – он, как известно, всегда перед рассветом.