Американский физик Арт Хобсон разгадал парадокс основоположника квантовой механики Эрвина Шредингера. Он объяснил почему кот, помещенный в стальную непрозрачную коробку с "адской машиной", через час становится живым и мертвым одновременно.
"Квантовая теория подразумевает, что если вы подсоедините микроскопическую систему (частицу) к некому макроскопическому устройству, различающему два разных состояния системы, то прибор (счетчик Гейгера, например) перейдет в состояние квантовой запутанности и тоже окажется одновременно в двух суперпозициях. Однако невозможно наблюдать это явление непосредственно, что делает его неприемлемым", – сказал физик.
Он также добавил, что в парадоксе Шредингера кот играет роль макроскопического прибора, счетчика Гейгера, подсоединенного к радиоактивному ядру. Он должен был определить состояние распада или "нераспада" этого ядра. В таком случае, по словам Хобсона, живой кот будет индикатором "нераспада", а мертвый кот – показателем распада. Но согласно квантовой теории, кот, так же как и ядро, должен пребывать в двух суперпозициях жизни и смерти, пишут "Вести.Ru".
Вместо этого, по словам физика, квантовое состояние кота должно быть запутанным с состоянием атома. Это означает, что они пребывают в "нелокальной связи" друг с другом. То есть, если состояние одного из запутанных объектов внезапно сменится на противоположное, то состояние его пары точно также поменяется, на каком бы расстоянии друг от друга они ни находились.
"Смена состояния обеих частиц происходит мгновенно: никакой свет или электромагнитный сигнал не успел бы передать информацию от одной системы к другой. Таким образом, можно сказать, что это один объект, разделенный на две части пространством, и неважно, как велико расстояние между ними", – пояснил Хобсон.
Кот Шредингера больше не живой и мертвый одновременно. Он мертв, если произойдет распад, и жив, если распад так и не случится. Хобсон отмечает, что решение парадоксов квантовой механики, хотя бы теоретические, совершенно необходимы для ее глубинного понимания.