Самолет Юрия Гагарина мог разбиться из-за резкого маневра. Такой вывод сделан на основе рассекреченных данных комиссии по расследованию катастрофы.
Тренировочный истребитель МиГ-15, которым управлял первый в мире космонавт Юрий Гагарин вместе с напарником, разбился 27 марта 1968 года. Для расследования обстоятельств катастрофы была собрана специальная комиссия. Ранее засекреченные, итоги расследования в пятницу привел начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента России Александр Степанов.
"Выводы комиссии: исходя из анализа обстоятельств летного происшествия (я дословно зачитываю) и материалов расследования, наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Или, что менее вероятно, – для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности", – процитировал "Интерфакс" слова Степанова. В рассекреченном документе также говорится о том, что маневр привел "к попаданию самолета в закритичный режим полета". Воздушное судно попало в условия усложненной метеорологической обстановки.
Как писали Дни.Ру, в июле 2010 года подробностями падения самолета первого космонавта поделился Владимир Аксенов – летчик-космонавт, дважды награжденный званием Героя Советского Союза. Аксенов готовился к полету параллельно с Гагариным. От участника расследования катастрофы пилот узнал, что одной из причин катастрофы стали сложные метеорологические условия.
В зоне выполнения воздушных маневров оказалась необычная облачность – нижний край почти сплошных облаков опустился до высоты 600 метров, рассказал Аксенов. В итоге Юрий Гагарин и Владимир Серегин, пилотировавшие МиГ-15, не смогли устойчиво управлять самолетом по приборам, из-за чего тот мог войти в штопор. Малое количество времени до сближения с землей не позволило летчикам успеть выровнять истребитель.