То, что последнее время на мэра Москвы Юрия Лужкова оказывается беспрецедентное давление, очевидно и объяснимо. И трагедия в аквапарке “Трансвааль”, и теракт в метро, и идиотское поведение мэрии на масленицу – не то траур, не то праздник – и, наконец, выдающееся украшение финала президентских выборов гигантским костром на месте Манежа – все это не могло остаться незамеченным прессой и людьми. Одного такого события достаточно, чтобы вызвать шквальный огонь критики. Загадочно два обстоятельства. Первое – это потрясающая воображение концентрация трагедий и аварий, начиная с февраля. Второе – изменение позиции ряда СМИ в отношении московского градоначальника. Один знакомый журналист из весьма популярной газеты, фамилию которого не привожу из этических соображений, в разговоре заметил: “Ну и дела! Несколько лет облизывали “Пасечника”, а теперь сверху дали команду: мочить!”. Атака на Лужкова носит организованный характер, и это в журналистских кругах ни для кого не секрет.
Но чем и кому не угодил присягнувший и президенту, и партии власти на верность московский мэр? В самом деле, не за памятники же работы Церетели его начали изводить агрессивными публикациями, причем настолько агрессивными, словно Лужкова хотят досрочно удалить из его кабинета?
Вот мнение о Вячеслава Глазычева, (http://www.glazychev.ru/habitations&cities/moscow/2004-03-13_Moskva_interview_posle_vyborov.htm) специалиста по проблемам архитектуры и градостроительства, профессора МАРХИ. Вячеслав Глазычев баллотировался на пост вице-мэра столицы в паре с Сергеем Кириенко в 1999 году, и поклонником Лужкова его никак не назовешь, но даже он признает сильные стороны московского мэра:
“…надо признать серьезные реальные успехи Москвы, связанные конечно, с ее столичным положением в первую очередь, но не в последнюю и с энергетикой самого Лужкова. В этом отношении он несомненный талант, и было бы смешно это опровергать. Он классический персонаж 40-50-х годов двадцатого века. У Лужкова есть два чистых прототипа. Был такой великий строитель в Нью-Йорке, Роберт Мозес, крушивший все и вся, прокладывавший дорогу на Лонг-Айленд. Формально он не был мэром, но по факту был им всерьез. И там и здесь гигантские проекты и удивительная, просто типологическая, схожесть по личности. В те же годы в Торонто работал Фредерик Гардинер, который отличался тоже и мощью, и достаточно радикалистской характером, и абсолютно автократической конструкцией управления. Как ни забавно, Москва породила такую же пирамиду полувеком позже”.
Сегодня московская мэрия – это Лужков. Ее в журналистских и политологических кругах даже прозвали “лужкарием”. Все финансовые потоки, все важные решения, каждый участок дорогой, а теперь уже почти драгоценной московской земли – все в руках одного человека. Москва – огромный ресурс, практически единственный современный европейского типа и уровня мегаполис в России, на содержание которого работает вся страна.
Между тем о коррупции и взяточничестве в московских властных структурах, о том, как образуются непомерно вздутые цены на жилье, а уж о том, что московской милиции боятся уже больше чем бандитов – даже писать не надо. Например, 10 апреля был на площади Ярославского вокзала, расстрелян 19-летний студент МИЭМ Герман Галдецкий. Он в одиночку и по собственной инициативе боролся с распространенным в Москве явлением – сексуальными домогательствами охраняющих метро милиционеров к красивым девушкам, начал расследование, обращался в УСБ, в прокуратуру. Осатаневшие от безнаказанности милиционеры сначала угрожали его друзьям, избивали их. Теперь самого Галдецкого тяжело ранили в голову, его жизнь в опасности. Разумеется, доказательств того, что это сделано милиционерами или с их подачи, ни у кого пока нет, идет следствие. Но москвичам уже и не нужны никакие доказательства - вымогательство и насилие со стороны милиции происходит у них на глазах каждый день. И это лишь один пример.
Нетрудно догадаться, кто мог дать команду начать “мочить” Лужкова. Есть только один человек в стране, который мог бы “благословить” эту кампанию. И очень возможно, что Лужкова попросят покинуть свое кресло раньше срока. Вопрос остается один: почему именно теперь?
Эксперт: директор института политического анализа Сергей Марков:
Началась подготовка к смене правящей команды в Москве. Это связано с несколькими обстоятельствами. Первое заключается в том, что команда Путина обновляет институты власти по собственному лекалу. Перекроили власть в Петербурге, в Ингушетии. Настало время и для Москвы.
Причиной тому стало то, что Москва стала пробуксовывать, если в середине 90-х можно было говорить о том, что Лужков навел в Москве порядок посреди хаоса, сохранил стабильность и задал импульс для движения вперед, за что москвичи еще поставят Лужкову памятник, и не один, то теперь это движение остановилось. В какой-то момент обнаружилось, что страна развивается, а Москва осталась такой же, какой была. Коррупция цветет пышным цветом. Главной причиной многих катастроф, например, такой, как в “Трансваале” является именно коррупция. Яркое проявление неспособности городских властей навести порядок - те же пробки на дорогах. Эту проблему Лужков решить не может, хотя есть и меры, и возможности. Запретить движение грузовиков в дневное время! Но грузоперевозчики диктуют условия. А при этом количество машин на душу населения в Москве ниже, чем в крупных городах Европы, где пробок, тем не менее, нет. Безумные цены на жилье образуются из насквозь коррумпированной системы строительства жилья. Требуется смена системы власти в Москве. А создатель этой системы – сам Юрий Михайлович. Непонятно, какие люди сюда придут, не исключено, что Лужков в скором времени будет вынужден покинуть свою должность. Но истории Москвы и России он займет достойное место, а Москва, и москвичи будут благодарны ему, за то, что он успел сделать.