В Свердловской области не знают, что делать с огромным хранилищем радиоактивного монацитового концентрата под уральским городом Красноуфимском. Там со времен Второй мировой войны хранятся 82 тысячи (!) тонн монацита. Монацит содержит радиоактивный торий, из которого после войны хотели делать атомную бомбу, однако потом от этого проекта отказались и склады забросили. Сгнившие деревянные сараи уже не защищают от распыления радиоактивного песка, и это, как пишут "Известия", стало настоящим бедствием для края: люди умирают от лейкемии.
Сейчас есть предложение накрыть хранилище металлическим саркофагом. Но в правительстве области признают, что саркофаг - это временное решение. Что делать дальше с опасным концентратом - не ясно. Инвесторов, желающих вложить $50-80 миллионов в строительство завода по его переработке, пока не нашлось.
Монацитовый песок свозил на Урал сразу после Второй мировой войны всесильный руководитель атомной программы Лаврентий Берия. Специального хранилища для радиоактивного концентрата тогда не строили, а просто ссыпали песок в готовые деревянные склады зернохранилища на станции Зюрзя под районным центром Красноуфимск. Здесь на госкомбинате "Победа" в обычных деревянных ящиках и мешках монацит пролежал больше 50 лет. За это время деревянные сараи практически сгнили, крыши их прохудились, и радиоактивный песок начал просто выветриваться, просыпаясь из разваливающихся ящиков.
Однако что происходило за стенами этих таинственных складов, никто до последнего времени толком не знал. Тревогу начали бить только лет десять назад, когда обнаружилось, что солдаты и служащие военизированной охраны, стоявшие по периметру забора, почему-то быстро заболевают и рано умирают. Вырос уровень заболеваемости лейкемией и среди местного населения. Но секретный объект Госкомрезерва был до 90-х годов недоступен для гражданских экологов. Между тем Берия совсем неспроста свозил отовсюду "грязный" песок. Монацит на 70 процентов состоит из дорогостоящих редкоземельных материалов, а также радиоактивного тория, из которого советские ученые собирались делать ядерную бомбу. Торий значительно дешевле урана, однако выделить его из песка оказалось задачей на то время непосильной и от проекта пришлось отказаться. Склады просто забросили и почти не занимались их поддержанием в нормальном состоянии. В середине 90-х годов злополучный объект из Госкомрезерва передали в ведение свердловских властей, которые создали здесь унитарное предприятие "Уралмонацит". Новые хозяева оборудовали на объекте сигнализацию и связь, обваловали склады и прорыли траншею с наружной стороны забора. "В течение последних лет мы вкладывали в обустройство складов по 5 миллионов бюджетных рублей ежегодно", - сказала "Известиям" заместитель министра природных ресурсов областного правительства Галина Пахальчак.
Однако все эти меры носили больше косметический характер. Главная проблема - ликвидация фонящих и разваливающихся складов - не решалась. Появившийся было проект строительства здесь завода по переработке песка не нашел инвесторов. Хотя опыт по выделению редкоземов из концентрата уже был. На одном из предприятий Удмуртии удалось отделить торий от редкоземов, но сложная технология этой операции оказалась весьма дорогой. Приблизительная стоимость завода по переработке - 50-80 миллионов долларов.
Общественность Красноуфимска между тем начала резко выступать за ликвидацию опасных складов. Экологи были также против строительства какого-либо завода на территории их района. Они требовали убрать, захоронить где-нибудь подальше "грязный" песок. Главное для них сегодня - избавиться от наследия Берии. Ведь любое ЧП вроде пожара на складах или просто ураганный ветер может принести непоправимый ущерб людям.
На днях правительство Свердловской области в очередной раз обсудило проблему и приняло решение о строительстве металлических ангаров над каждым из 19 складов хранилища. В первую очередь накроют колпаком самые ветхие - третий и седьмой склады. На это бюджет области выделит уже в будущем году 10 миллионов рублей. За пять следующих лет покроют металлическими ангарами остальные склады. Полностью крыша над хранилищем обойдется в 50 миллионов рублей. В Министерстве экономики Свердловской области "Известиям" подтвердили, что власть не собирается отказываться от идеи переработки монацита. Однако о реальных инвесторах в правительстве области пока стойко молчат.