Юрия Буданова в Ульяновске хотят помиловать вопреки его желанию.
Бывший полковник отозвал заявление о помиловании, однако ульяновская комиссия по вопросам помилования, которая еще две недели назад удовлетворила ходатайство Буданова, настаивает на своем: помиловать, но оставить в колонии. Это беспрецедентный случай в истории российской системы наказаний - предложить государству содержать за решеткой неосужденного, пишет "Газета".
Еще 15 сентября стало известно о том, что ульяновская комиссия по вопросам помилования удовлетворила ходатайство экс-полковника Юрия Буданова, осужденного за убийство 17-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Тогда же свою визу на ходатайстве поставил губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов, сослуживец Буданова по Чечне. Полковника предлагали помиловать, вернув ему звание и все награды. Затем документы должны были направить в администрацию президента - только он принимает окончательное решение о помиловании. После этих событий в Чечне начались стихийные демонстрации: все, от простых жителей республики до руководителей силовых структур, возмущались решением ульяновцев. Первый вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров выступил с резкими заявлениями, обвинив Россию в двойных стандартах и пообещав, что в случае помилования Буданова чеченцы "сами с ним разберутся". Тем самым Кадыров неоднозначно дал понять, что речь может идти и о кровной мести. Некоторые российские политики и правозащитники присоединились к чеченцам.
21 сентября Юрий Буданов написал заявление об отзыве ходатайства о помиловании, мотивировав это тем, что ему "в результате предвзятого отношения средств массовой информации будет трудно устроиться на работу, обеспечить проживание, содержание и безопасность семьи". К Буданову присоединился и поторопившийся с выводами губернатор, представив комиссии протест областной прокуратуры в связи с нарушением процедуры помилования: во-первых, Буданов не выплатил семье погибшей девушки всей суммы материального ущерба (из назначенных судом 338 777 рублей выплачено лишь 11 000), а во-вторых, комиссия не учла всей тяжести содеянного. Собственно, прокуратура имела в виду, что преступление было совершено не в военное время и в отношении девушки, которую задержали не с оружием в руках и которая, естественно, не оказала никакого сопротивления. Но комиссия по вопросам помилования Ульяновской области после состоявшегося вчера заседания оставила свое решение в силе, не обратив внимания ни на протест прокуратуры, ни на заявление самого Буданова. Но мнение бывшего полковника члены комиссии все-таки учли. И предложили ему в случае помилования остаться в колонии. Поясним, что в случае помилования осужденный освобождается от уголовной ответственности и, по закону, не может содержаться в местах лишения свободы. Но и это не главное. О главном напомнили в администрации президента: Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ предусматривает в качестве обязательного условия, необходимого для процедуры помилования, наличие ходатайства осужденного о помиловании. Заявление об отзыве ходатайства о помиловании означает, таким образом, прекращение этой процедуры. Такое заявление Буданова, как известно, имеется. То есть отсутствует сам предмет рассмотрения. Кстати, документы о помиловании Буданова не поступали в администрацию президента РФ, как об этом сообщали в Ульяновске.
В свою очередь, источник "Коммерсанта" в ульяновской обладминистрации заметил, что "все заявления, исходящие из Кремля, - не что иное, как попытка президентской администрации отмежеваться от дела о помиловании Буданова". "Окружение Путина заранее знало о готовящемся помиловании полковника и было согласно с этим, - полагает источник. - Но после того как помилование вызвало бурную реакцию в Чечне и спровоцировало скандал, там решили не подставляться".
Крайним в этой истории выглядит председатель комиссии Анатолий Жеребцов, который, как заявили "Известиям" в отделе кадров обладминистрации, подал на имя Шаманова заявление об увольнении "по собственному желанию". Сам Жеребцов эту информацию никак не комментирует.