В Ереване продолжается бессрочная акция протеста, начавшаяся 9 апреля. Ее организовали оппозиционная партия "Национальное единение" и блок "Справедливость". К ним присоединились также сторонники партии "Республика" и коммунисты. Театром действий является площадь Свободы, куда, по оценкам правоохранительных органов, собралось примерно 5-8 тыс. человек, сообщает "Русский курьер". Сами организаторы митинга говорят о десятках тысяч человек. Митингующие, скандируя лозунги "Президент, уходи !", "Долой Кочаряна !", призывают лидеров оппозиции к объединению. Оппозиционеры намерены вывести на улицы Еревана многотысячные демонстрации и не покидать центр столицы, пока Роберт Кочарян не уйдет в отставку. Причем они усилили свои ряды за счет жителей других городов, которых доставили в столицу на автобусах. К митингам готовится и руководство страны: все силовые ведомства переведены на усиленный режим несения службы.
Не исключено, что длящиеся уже неделю выступления оппозиции в Армении могут в ближайшее время привести к смещению президента Роберта Кочаряна. А процесс смены руководства не обходится без участия США, пишет "Независимая газета".
Известно, что в аналогичных событиях в Тбилиси осенью прошлого года активное участие принимал посол США в Грузии Ричард Майлс. Эксперты, отслеживающие события в Армении, полагают, что и в этой стране не обойдется без участия американского посла. В пользу такой версии свидетельствует богатая биография господина Джона Ордуэя, который успел поработать во многих «горячих точках» мира.
Американцы уже укрепили свои позиции в двух других странах региона – в Азербайджане и Грузии, но до сих пор так и не вовлекли до конца в орбиту своего влияния Армению. «В том, что сейчас происходит в Армении, Вашингтон играет важную роль, – говорит завотделом международных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. – Хотя бы потому, что в Соединенных Штатах очень мощная армянская диаспора, у которой есть свои интересы в отношении того или иного политического лидера в Ереване». По его мнению, если революция в Армении все-таки состоится, это может привести к решительному повороту страны в сторону Запада. С ним согласен глава Армянской социологической ассоциации, директор национального Института философии права Геворк Погосян, который заявил одному из местных изданий, что «в таких маленьких странах, как Армения, смена власти никогда не происходит только за счет внутренних сил, даже если мы говорим о законных конституционных выборах». А в нынешней ситуации, по его словам, «фактор внешних сил, так же как и в Грузии, становится определяющим». К тому же, отметил аналитик, «несомненно, присутствует и внешняя финансовая поддержка оппозиции».
В настоящее время «фактор США», сообщает информированный источник в дипкорпусе Армении, внешне не проявляется никак. Однако, по его оценке, армянская оппозиция стремится активно привлечь внимание международных структур к ситуации в республике, утверждая, что режим Роберта Кочаряна нарушает решение Конституционного суда о проведении референдума о доверии президенту. И в этом смысле оппозиция очень хотела бы если не иностранного вмешательства, то по крайней мере интернационализации оценки ситуации в стране. Как сказал «НГ» другой источник, оппозиция пытается «спровоцировать» Вашингтон хотя бы на публичную оценку ситуации, в которой было бы выражено неудовольствие тем, что власть Армении игнорирует собственную Конституцию. Но дело в том, что Роберт Кочарян в этом смысле уже подстраховался, причем заранее. Он смог найти общий язык и с США, и с Россией. Достаточно сказать, что за последние годы Армения сильно сблизилась с НАТО (а о близости с Россией и говорить не приходится, она общеизвестна). К тому же и сама оппозиция в лице своих лидеров Гегамяна и Демирчяна позиционирует себя в качестве сугубо пророссийской силы. Вашингтон же им нужен только в нынешней конкретной ситуации.
Сам президент Кочарян в интервью по национальному телевидению в минувший четверг заявил, что «смена власти в Грузии возбудила у нашей оппозиции воодушевление и надежды. Логика простая – если им удалось, то почему бы не попробовать и нам?» Однако тут же заметил, что оппозиционеры не учли одного обстоятельства – «что Армения и Грузия – страны с различной прочностью власти». И пригрозил: «Оппозиция знает, каков будет наш ответ».