Сотрудники Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно со специалистами ГК "Элекард" разработали систему адаптивной пиринговой трансляции данных – передачи телесигнала по принципу "от устройства к устройству", которая надежнее аналогов и может использоваться даже в условиях Арктики, где до сих пор организация телевещания была очень сложной и дорогой.
"Сейчас 10% потребителей потребляют 90% трафика, при этом большая часть из них смотрит примерно одно и то же. Вы смотрите какой-то канал, ваш сосед – тот же самый канал, и каждый раз это новая сессия доставки данных. Наша технология подразумевает, что если первый абонент смотрит канал и второй хочет смотреть то же самое, то второй будет потреблять данные от первого", – цитирует ТАСС гендиректора ГК "Элекард" Виктора Ширшина.
Сигнал может передаваться через интернет-соединение, и строить телевышки или другую дополнительную инфраструктуру будет ни к чему. По словам проректора по научной работе и инновациям ТУСУРа Романа Мещерякова, для конечного пользователя технология будет реализована очень просто: "Это видеоплеер, который совместим с разными устройствами: смартфоном, ноутбуком, компьютером или smart-телевизором. Совместимость с большим парком абонентских устройств отличает разработку от аналогов".
На разработку и внедрение такой системы ушло 235 миллионов рублей, из которых 114 были выделены государством. Технологии нового проекта ТУСУРа уже вошли в инновационный кластерный проект "Арктика", реализуемый на территории Томской области. Сообщается, что разработка позволяет сэкономить на инфраструктуре десятки или даже сотни тысяч долларов, что особенно актуально в условиях Крайнего Севера.
Как отмечают эксперты, система поможет сделать жизнь в условиях Арктики гораздо комфортнее: при доступе к интернету она поможет бесперебойно доставлять не только телесигнал, но и другие мультимедийные продукты. По словам разработчиков, уже сейчас их систему используют телевизионные операторы и интернет-провайдеры не только в России, но и в 37 странах, включая США, страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Европы, Африки. Общее число абонентов по всему миру – порядка 63 тысяч, из них российских – около 10-15%.