К творцам электронной музыки относятся неоднозначно. Одни воспринимают их как людей, смотрящих в ноутбуке непонятно что, другие видят шаманов техники, которые ловко управляются с сотней рычажков, кнопочек, загадочных мерцающих устройств и прочих "прибамбасов". Что же электронный музыкант делает на самом деле.
В более традиционных концертах музыканты исполняют исключительно свои роли. Вокалист поет, гитарист играет свою партию, барабанщик свою. В мире электроники партий может быть хоть тридцать, и над всеми будет колдовать один человек.
Первые электронные группы были гораздо ближе к живой музыке. Барабаны, гитары, синтезаторы. Но все изменилось в конце 80-х, когда пришли танцевальные треки, и исполнитель даже не думал выступать живьем, для него все заменялось диджей-сетом.
Взаимодействие с виниловыми пластинками устраивало публику пока пластинки не сменили ноутбуки с загруженной туда музыкой. Такого электронщика сложно отличить от человека, который просто включает плейлист. В эти моменты музыканты стали думать, как действительно исполнять электронику живьем, и не пускать заранее "собранное".
Соло
Самый простой способ исполнения электронного концерта – добавление в него живых соло. Из музыки "выключаются" моменты с сольными выступлениями, остается подложка, а сольные партии на синтезаторе музыкант играет сам.
Эффект процессора и фильтры
Это как раз выкручивание эффектов, которые помогают преображать трек до неузнаваемости. Ручки, которые самозабвенно крутит музыкант, тачпад с подсветкой, который вызывает у незнакомых с электронной музыкой ощущение какого-то космоса.
Манипуляция сэмплами
Сэмплы как раз и являются теми "кусочками", из которых строится электронный концерт. И если в одном случае они записаны заранее, то в другом их можно запрограммировать на специальный инструмент – сэмплер. 16 квадратных кнопок, каждая из которых играет сэмпл. Звук трубы, хлобки, барабаны, все что угодно. И нажимая на кнопки, музыкант в реальном времени "собирает" мелодию. Это уже более зрелищно, но и, разумеется, трудно.
Микроуровень
Это стандарт современного электронного концерта. Исходный трек разбивается на множество кусочков, из которых на ходу "собирается композиция". Все вышеперечисленное – это приемы, которые часто на концертах дополняют друг друга, рассказывает Ник Завриев, выступающий под именем Ambidextrous.
Чуть ли не половина удовольствия от электронного концерта в том, как это выглядит. Тут возникает главная проблема. Если музыкант на сцене находится выше зрителей, то мало понятно, что лежит у него на столе. Тем более, сложно понять, как он со всем этим взаимодействует. Хорошо видна крышка открытого ноутбука, которая загораживает большую часть оборудования.
Музыканты решают эту проблему по-разному. Кто-то на концерте додумался повесить большое зеркало над столом с аппаратурой чтобы зрители видели, как происходит таинство. Другие используют видеокамеры с трансляцией на большой экран, третьи стараются быть поближе к зрителям. Главное тут не столько музыка, а манипуляции самого музыканта. Если конечно зритель поверит, что это не запись.