Владимир Путин вышел в Кольский залив на борту теплохода "Поларис". Получасовую морскую экскурсию с рассказом о нынешнем состоянии и планах развития Мурманского транспортного узла для главы государства провел губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. "Кольский залив обладает уникальными возможностями, которыми Россия не имеет права не воспользоваться. Залив никогда не замерзает, он самый глубоководный в России, имеет прямой выход в океан", - пояснил Евдокимов. По его мнению, в Кольском заливе есть перспективные акватории - Печенга, Видяево, Териберка, Гремиха, которые ничуть не уступают по своим возможностям.
Но самые большие надежды губернатор возложил на развитие западного берега Кольского залива. "На своем месте можно оставить только штучные грузы, все остальное перевезти на западный берег Кольского залива", - заявил губернатор, говоря о планах комплексного развития Мурманского транспортного узла. В устье реки Лавна предполагается построить нефтеналивной порт, мощность которого к 2015 году составит 35 миллионов тонн. "25 миллионов тонн будем брать с шельфа Баренцева моря со Штокмановского месторождения, 10 миллионов тонн - подвозить по железной дороге", - цитирует РИА "Новости" Евдокимова.
По его словам, реализации этого плана мешает нехватка железнодорожных путей. "Чтобы освоить берег, нужно построить 30 километров железной дороги, но рельеф непростой и один километр будет стоить 260-270 миллионов рублей", - пояснил губернатор. Еще одну проблему - с увеличением мощности электросетей он надеется решить в мае после подписания соглашения с РАО ЕЭС России. По словам Евдокимова, в планах и строительство на западном берегу Кольского залива угольного терминала, грузооборот которого к 2018 году составит 18 миллионов тонн, и небольшого нефтеперерабатывающего завода на 6 миллионов тонн.
"У Мурманска очень много конкурентов, например, Киркинес и Нарвик. Нам больше нельзя тянуть с принятием решений по развитию Мурманского транспортного узла", - считает губернатор. Он сказал, что необходимые для этого законы готовились по 10-14 лет и до сих пор не приняты, не утверждена генеральная схема развития порта, не утверждены границы порта. "Здесь выходы в океан российские. Нужно руководствоваться интересами страны. Если будет решено развивать этот транспортный узел, Россия рванет вперед", - заявил губернатор.