О самых распространенных видах обмана, уловках продавцов, а также о правах потребителей в конфликтных ситуациях Дням.Ру рассказывает юрист Роман Харланов.
Недовес
Расфасованная продукция в супермаркетах (например, фрукты) зачастую весит меньше, чем указано на этикетке: погрешность может доходить до 10-15%. Делая покупки, отдавайте предпочтение товарам на развес – это экономнее и надежнее. В ином случае не поленитесь воспользоваться контрольными весами: если ошибка налицо, продавец обязан еще раз взвесить содержимое упаковки и заменить ценник.
Ваше право: если вы регулярно сталкиваетесь с такими нарушениями в определенном месте, обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор. Магазин может получить штраф за административное или даже уголовное нарушение.
Неверно пробитый чек
Обязательно просматривайте чеки. Может оказаться, что итоговая сумма покупок выше реальной – из-за того, что вам пробили товар без учета скидки или в списке оказались позиции, которые вы вообще не брали.
Также распространена подмена товарных кодов. Обычно на кассе штрихкод на упаковке считывает сканер, но иногда оператор вбивает его вручную – именно в этот момент происходит мошенничество: вводится код более дорогого продукта.
Иногда цифры на ценниках не соответствуют тем, что указаны на товаре: иногда разница может составлять 20-30 рублей. В таких случаях сотрудники супермаркетов отвечают, что не успели поменять этикетки. Показательно, что чаще этим злоупотребляют небольшие магазины, чем крупные сетевые супермаркеты.
Ваше право: если вы нашли ошибки, обратитесь к кассиру и администратору – в большинстве случаев вам сразу вернут переплаченную сумму. Помните, что ценник – это публичная оферта и покупатель имеет право получить товар по той цене, которая на нем указана.
Срок годности
К сожалению, это одна из основных проблем в магазинах. Иногда на этикетках затирают срок годности, приклеивают рекламу, заматывают пищевой пленкой. Но чаще всего переупаковывают товар, указывая другую дату. В итоге покупатель вынужден определять свежесть продукта только визуально.
Ваше право: если вас смущает качество купленного товара, смело возвращайте его: магазину не нужны скандалы, администрация предпочтет заменить покупку или отдать деньги. Но у вас обязательно должен иметься чек.
Самые распространенные виды обмана в ресторанном бизнесе
Доказать обман в этой сфере значительно сложнее, но возможно. Самая распространенная хитрость в кафе и ресторанах – несоответствие весовых показателей указанным в меню. То есть вы платите за блюдо цену, не отвечающую фактическому выходу по продуктам. Например, вы заказали мясо с гарниром, но мало кто способен на глазок увидеть, что мяса на тарелке на 50 граммов меньше того, что написано в меню, а гарнира – на те же 50 граммов больше. Не будешь же в каждый ресторан ходить с весами.
Ваше право: если вы частенько бываете в каком-то заведении и чувствуете, что "тиграм мяса не докладывают", можно обратиться в местное отделение Роспотребнадзора. Оно проверит корректность работы заведения по факту вашей жалобы и, кроме того, будет обязано в течение 30 дней дать вам развернутый ответ, а не просто отписку.
В случае если, на ваш взгляд, проверяющие подошли к вопросу чисто формально – хотя, как правило, эти органы очень серьезно относятся к работе, – вы вправе обратиться в инстанцию более высокого уровня. Это запустит механизм проверки действий тех, кто контролировал деятельность заведения общепита по первой вашей заявке.
Памятка потребителя
Что нужно знать о Роспотребнадзоре
Роспотребнадзор – это федеральное ведомство, которое осуществляет надзор и государственный контроль в самых различных отраслях на основе закона "О защите прав потребителя". Также оно проверяет и перепроверяет деятельность предприятий сервиса, предоставляющих услуги, в частности, и общественного питания.
Каковы шансы решить конфликт в досудебном порядке
Шанс уладить конфликт в свою пользу еще в досудебном порядке очень высок. Предприятия общепита в спорах с клиентами проигрывают суды едва ли не в 95% случаев, не говоря о том, что теряют деньги, а их репутации на носится урон. Поэтому предпочитают договориться прямо на месте.
Что делать, если вы случайно разбили товар в магазине
Вы не обязаны платить за случайно разбитый товар. Это регулируется законодательством: статья 459 ГК РФ ("Переход риска случайной гибели товара") и статья 493 ГК РФ ("Форма договора розничной купли-продажи"). Администратор может требовать расплатиться (чтобы не нести личную материальную ответственность за потери), но в реальности единственный способ заставить вас сделать это – доказать в судебном порядке, что товар был поврежден умышленно.
По нашим законам потребитель всегда прав – это правило, к счастью, перекочевало в нашу реальность еще с советских времен. Поэтому не надо стесняться отстаивать свои интересы.