Американские психологи провели серию экспериментов, призванных проанализировать эмоциональную реакцию людей на вызывающие умиление фотографии животных, и пришли к выводу, что при виде чего-то слишком милого человек теряет контроль над собой и проявляет "добрую" агрессию. Исследователи считают, что это проявление так называемого позитивного аффекта.
В качестве одного из объяснений этого феномена исследователи выдвинули версию о том, что при виде милого существа у человека появляется желание немедленно взять его на руки и начать заботиться. Но, поскольку пушистый комочек являет собой лишь бумажную версию, то сиюминутная опека над ним невозможна, что вызывает некоторое разочарование и приводит к агрессивным проявлениям.
Ведущий автор исследования Ребекка Дайер и ее коллеги сосредоточились на милых и слишком милых животных и провели несколько экспериментов, участниками которых стали самые обычные, психически здоровые люди. Для начала добровольцам в количестве 109 человек предложили просмотреть фотографии животных трех типов: милых, смешных и нейтральных. Участники не знали этого распределения заранее, и им было необходимо самостоятельно оценить свои эмоции, возникающие при просмотре фото.
В качестве критерия оценки добровольцам предложили определить, заставляет ли изображение потерять их контроль над чувствами и воскликнуть что-то наподобие "Боже мой, какая прелесть!", а также согласиться или не согласиться с высказыванием "Я не могу справиться со своими чувствами". Кроме этого, психологи попросили выделить фото, глядя на которые просто хочется сказать "Рррр", схватить и прижать изображенных зверьков к себе, сообщают "Вести.Ru".
Разумеется, в результате нейтральные фото вызвали наименьшие эмоциональные проявления, а милые сорвали многочисленные "овации". Смешные же картинки по интенсивности реакции заняли среднюю позицию, хотя некоторые из них были оценены с не меньшим восторгом, чем милые.
Однако описанный эксперимент очень субъективен и опирается скорее на словесные формулировки, чем на реальные чувства, и исследователи провели второй, более абстрагированный эксперимент. Теперь 90 участников просматривали милые, смешные и нейтральные изображения животных. В отличие от первого эксперимента на этот раз каждому добровольцу выдали пленку с пузырьками (психологи уверены, что желание лопать пузырьки как нельзя лучше характеризует эмоциональное состояние человека).
Оказалось, что при просмотре милых изображений люди в среднем машинально расправляются со 120 пузырьками, с сотней пузырьков в случае с нейтральными фото и лишь с 80, если видят смешные картинки. Полученные данные подтвердили предположение ученых, что слишком милые фото вызывают волну агрессии, которая в данном случае отразилась на количестве лопнутых пузырьков. Результаты нового исследования были представлены на ежегодном съезде Общества персональной и социальной психологии, где ученые показали, что проявление "доброй" агрессии является нормой для обычного человека.