Фильм "Понизовая вольница", известный также под названием "Стенька Разин", длится всего шесть минут и восемь секунд. Картина режиссера Владимира Ромашкова относится к разряду немого кино, но, несмотря на отсутствие слов, экранизация известной песни о Стеньке Разине и княжне весьма понравилась зрителям. Еще бы, ведь до тех пор о существовании кинематографа в стране многие и не подозревали.
Стоит отметить, что автором фильма все же считался не Ромашков, а фотограф Александр Дранков. "Вольница" по своей сути не стала его "кинодебютом", ведь летом того же года он снял документальный фильм о путешествии писателя Льва Толстого из Ясной Поляны в Москву. Мнения критиков относительно первого художественного фильма разошлись. Одни искренне восхищались "Разиным" и даже слагали посвященные фильму стихи, другие называли работу "детским лепетом" и "репетицией".
В 1915 году на экраны выходит фильм, до сих пор считающийся одной из самых ярких вершин отечественного кинематографа – "Портрет Дориана Грея" режиссера Всеволода Мейерхольда. Оператор легендарной картины Александр Левицкий впоследствии не раз делился воспоминаниями и впечатлениями от пройденных съемок. К примеру, он впервые в своей практике видел художника, который показывал режиссеру предварительные эскизы для декораций будущей картины.
В тот же год появляется еще одна "классика" и шедевр отечественного кинематографа в одном флаконе – фильм "Царь Иван Васильевич Грозный" Александра Ивановича Гая. Будучи экранизацией второго и третьего действия оперы Римского-Корсакова "Псковитянка", картина отличается поистине талантливой актерской работой и разнообразием декораций.
В последующие годы первые режиссеры снимают немало короткометражек и более крупных работ, но одним из самых ярких немых фильмов того времени становится "Пиковая дама" Александра Протазанова. Картина, снятая по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина, становится настоящим кинобестселлером. Именно в "Пиковой даме" оператор Евгений Славинский впервые в нашей истории применил движущуюся камеру при съемках нескольких сцен.
Далее, после Революции, начинается "официальная история Советского кино". 27 августа 1919 года Совнарком принимает решение о национализации кинодела в Советском союзе. Этот день и сегодня считается праздником (День российского кино). В 1924 году первый советский фантастический фильм "Аэлита" Якова Протазанова практически завершает эпоху немого кино.
Год спустя на экраны выходит творение великого отечественного режиссера Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Драматическая киноэпопея заслуженно получила положительные отзывы от кинокритиков всего мира. Правда, во многих странах периодически запрещали ее показ. Ведь "Потемкин" – фильм, символизирующий собой борьбу и свободу. Подобные мотивирующие картины очень пугали диктаторов того времени.
Далее советский кинематограф развивается просто с фантастической скоростью. Эйзенштейн продолжает снимать новые шедевры, а также становится председателем "Советского кинофестиваля в Москве", в котором регулярно принимают участие самые именитые метры мирового кино. Появляются первые работы молодого и перспективного режиссера Андрея Тарковского и, конечно, на сцену выходит истинный гений отечественного кино – Эльдар Александрович Рязанов. Его "Карнавальная Ночь", вышедшая на экраны в 1956 году, получает громкое мировое признание. Впрочем, как и все последующие его шедевры.
По мнению большинства современных кинокритиков, именно вторая половина XX века стала знаковой и наиболее плодотворной для всего русского киноискусства. Далее, по словам тех же критиков, развитие отечественного кинематографа, несмотря на выход многочисленных блокбастеров, пошло на заметный спад. Что будет дальше и подарит ли нам история нового Рязанова или Тарковского? Остается только гадать.