Обратной стороной антисанкций, о которой говорят эксперты в самых разных отраслях российской экономики, стало снижение потребительских требований к товарам. За минувший год отечественный покупатель привык к креветкам и хурме из Белоруссии, к персикам из Швейцарии, к пармезану из Сербии.
Подобное положение вещей также способствует притуплению потребительского чувства самосохранения, большинство готово смириться с сокращением выбора и ухудшением качества товаров и даже ростом цен. И этим зачастую пользуются не самые добропорядочные производители самых разных товаров.
Заметнее всего это проявляется на рынке сыра. Вместо привычных сортов и примелькавшихся брендов полки заполонили яркие упаковки нередко с заковыристыми иностранными названиями. На этикетке же, приклеенной где-нибудь на оборотной стороне упаковки, мелким шрифтом прописано, что производитель этого сыра расположен в Подмосковье или Костромской области.
При этом, по данным Росстата, в январе-феврале 2015-го, по сравнению с тем же периодом предыдущего года импорт молока и сливок в Россию сократился на 34%. Это происходит на фоне "скукоживания" собственного производства молока и сливок. Зато в первые два месяца года аж на 37% увеличился импорт пальмового масла. Вкус сыра, который вынуждены есть россияне, красноречиво говорит о том, куда идет эта отнюдь не безопасная выжимка из экзотических деревьев.
Среди самых известных маркетинговых уловок есть и абсолютно законные. Например, растительное масло "без холестерина". На Западе это словосочетание появилось 1960-х годах в рамках общей дискуссии о вреде холестерина, один из его источников – сливочное масло. В России это произошло совершенно спонтанно вне контекста. Ряд производителей стали использовать на своей упаковке заявление "не содержит холестерина", а для потребителей это стало очередной маркетинговой уловкой – ни в одном растительном масле его и так нет.
Растущая потребительская неприхотливость – большой соблазн для маркетологов. Натуральное, экологичное, надежное, аутентичное – это характеристики самых разных товаров: автомобилей, одежды, еды и стройматериалов. Специалистов по рекламе не смущают даже положения закона, который гласит, что недостоверной признается реклама, которая "содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами".
К примеру, производитель гипсокартона Gyproc объявил, что стены из ее продукции на 50% прочнее, чем у других производителей. Это рекламное заявление вызвало живой отклик в блогосфере.
"Легкий, устойчивый, удобный, безопасный, экономный, гладкий, волшебный и не крошится. Еще куча различных непонятных пиктограмм, добавляющих ему какие-то особые свойства и сообщающие о его высоком качестве, – пишет популярный блогер Немихаил. – Решил пощупать и только слегка дотронулся, как по нему пробежала трещина. Немного надавил и отломил кусок, прямо на глазах продавца из Средней Азии".
"Про экологичность гипсокартона и говорить не приходится, что там может быть опасного, если это гипс окартон, однако Gyproc присваивает своему материалу маркировку "антигрибковый". А это уже специальные добавки, которые могут содержать опасные фунгициды. Дышать у себя дома их испарениями – не самое приятно занятие", – продолжает блогер в другом посте и приходит к выводу, что все эти уловки можно считать "обычной заманухой".
При этом российское законодательство фактически потворствует подобного рода уловкам. Если за рубежом недобросовестный производитель расплачивается не только репутацией, но и многомиллионными штрафами, то в России максимальный штраф за вводящую потребителя в заблуждение рекламу – 500 тысяч рублей. В результате потребителям приходится на личном опыте и за собственный счет проверять, является пиктограмма на упаковке пустышкой или нет.