Вчера в Катаре состоялось первое заседание суда над двумя россиянами, обвиняемыми в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Со дня их задержания информация о том, как продвигается дело «российских агентов», была не только скудной, но и противоречивой. Подтверждением этому стали сегодняшние публикации в газетах "Коммерсантъ" и "Газета". В них результаты слушаний расцениваются с точностью, да наоборот. Так, по сведениям "Коммерсанта", заседание суда завершилось победой адвокатов: суд удовлетворил их просьбу о переносе слушаний. А "Газета" утверждает, что обвинение российским гражданам было предъявлено. Им инкриминировали незаконное проникновение на территорию Катара, подготовку и осуществление теракта и, наконец, осквернение кровопролитием священного для мусульман месяца зуль-хидж.
Заседание началось около десяти утра и продолжалось немногим более часа. На нем публике впервые показали самих обвиняемых. Они неплохо выглядели, были одеты в обычную одежду (никаких тюремных роб). Кроме того, их появление опровергло еще один слух, давно ходивший вокруг этого дела,– будто бы оба агента чеченцы по национальности: один из них блондин, другой шатен с короткой бородой. Кроме того, стали известны их имена – в арабской транскрипции они звучат примерно как Анатолий Владимирович Белашков и Василий Анатольевич Бокчов.(вариант прочтения "Коммерсантъ") или Анатолий Биляшков и Василий Покшев (вариант "Газета") Вчера представитель адвокатов заявил, что точный вариант написания имен позже официально объявит МИД РФ. Помимо адвокатов в зале присутствовал также российский консул Максим Максимов. Посольство, как и представители адвокатов, до последнего момента держали в секрете информацию о начале процесса. Буквально за полчаса до открытия слушаний пресс-секретарь адвокатов Илья Левитов уверял, что в ближайшее время никакого суда не будет, главы группы защитников Дмитрия Афанасьева вообще нет в Дохе, а без него ничего серьезного произойти не может. А после процесса господин Левитов рассказал, что все адвокаты заранее знали о начале слушаний, однако заказчик просил ничего не сообщать прессе.
Напомним, что экс-президент самопровозглашенной Ичкерии Зелимхан Яндарбиев был взорван в своем автомобиле 13 февраля 2004 года. Вскоре в Катаре были задержаны два сотрудника российских спецслужб и первый секретарь российского посольства в Дохе Александр Фетисов. Последний, благодаря наличию у него дипломатической неприкосновенности был вскоре отпущен, однако вылететь из Катара Фетисов смог лишь 24 марта, после состоявшегося накануне телефонного разговора между президентом России Владимиром Путиным и эмиром Катара Хамадом бен Халифом аль-Тани.
Лидер чеченских сепаратистов, бывший президент республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев уехал из России в 1997 году. 9 октября 2001 года он был объявлен в международный розыск по линии Интерпола вместе с другими организаторами вооруженного вторжения в Дагестан осенью 1999 года - Асланом Масхадовым, Ахмедом Закаевым, Хожахмедом Нухаевым и Казбеком Махашевым. Уголовное дело по факту этого вторжения до сих пор расследуется в управлении Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе. Яндарбиеву предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РФ: причастность к подготовке вооруженного мятежа в Дагестане, соучастие в создании незаконных вооруженных формирований и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Россия неоднократно обращалась к Катару с требованием о выдаче Яндарбиева, все необходимые документы предоставлялись. Но Катар отказывал в его выдаче, аргументируя это тем, что Яндарбиев находился на положении "беженца без права политической деятельности".