Картина "Солнечный удар" Никиты Михалкова выходит в широкий прокат. Ее уже посмотрели в столице Сербии Белграде, потом – в Крыму, затем – в Москве. Режиссер поясняет, что специально выбрал такие необычные места для премьеры.
Картина снята по мотивам двух произведений Ивана Бунина: записок о революции "Окаянные дни" и небольшого рассказа о любви "Солнечный удар". Совершенно разные по настроению эти произведения позволили выпукло показать трагедию России и ее граждан, втянутых в революцию и Гражданскую войну. Главный герой фильма – офицер-белогвардеец, который сдался "красным" в плен и теперь пытается понять, почему его прекрасная устроенная жизнь закончится в грязном трюме баржи, которую сейчас отправят на дно Черного моря вместе со всеми пленниками. Он вспоминает, казалось бы, недавнее плавание по Волге на речном пароходе, мимолетный роман с незнакомкой, и постоянно задает себе вопрос: "Как все это случилось?", почему над ним и над всей страной разразилось столько бед? Михалков позволяет зрителю дать собственный ответ и не навязывает своего мнения. Он показывает множество меток и символов, из которых складывается понимание катастрофы, настигшей Россию. Эти сигналы и символы видны и понятны нам с расстояния в сто лет, но герой фильма их не замечает. Беспечность в итоге приводит его на фронт Гражданской войны, затем в лагерь военнопленных, а оттуда – на казнь. Перед самым концом он понимает, что во всем виноваты обычные люди, такие же, как он: "Мы все видели, но думали, что все само собой образуется". Многим жителям революционной России, впрочем, повезло больше, чем главному герою, – они успели уехать из страны. Многие покидали родину, отплывая с берегов Крыма, чтобы затем осесть в Сербии. Теперь, по словам Михалкова, "картина совершает как бы обратный исторический путь – из Сербии в Крым, из Крыма в Москву". И добавляет: "Сегодня мы можем сказать, что изгнанники, наконец, возвращаются. Все это глубоко символично". По мнению критиков, символизм фильма получился на редкость актуальным, учитывая войну на Украине и конфликты Запада с Россией. Писатель Игорь Мальцев пишет в газете "Известия", что после просмотра у него создалось впечатление, будто "Иван Бунин начитался русско-украинского интернета". "Удивительно, что фильм Никиты Михалкова вышел именно сейчас. Можно было бы заподозрить намеренную актуальность фильма, если бы мы не знали, что Никита Михалков работает над этим фильмом уже не один десяток лет", – отмечает он.
Михалков задумал картину 37 лет назад – вначале как экранизацию "Солнечного удара", потом решил соединить этот акварельный рассказ с "Окаянными днями", не смущаясь мнением коллег о том, что это принципиально невозможно. Постепенно сценарий дополнялся разными деталями революционных событий, почерпнутых в архивах и произведениях современников Бунина, усложнялся аллюзиями на другие фильмы, книги. И только теперь увидел свет. Так получилось, что он выходит на экран во время нового кризиса, угрожающего России. Как отметил Мальцев, наша история "имеет пугающую циклическую природу". С ним согласен обозреватель Ленты.Ру, посмотревший фильм на мировой премьере в Белграде: "Основная идея "Солнечного удара" позволяет сделать вывод: Россия, как и в начале ХХ века, стоит перед выбором – заметить сигналы приближающейся беды и попытаться ее предотвратить, или сделать вид, что ничего не происходит, и отвлечься на очередной фудмаркет или новую модель смартфона. Как и 100 лет назад, попытка засунуть голову в песок приведет лишь к обострению проблемы". Впрочем, каждый волен сделать свой выбор. "Солнечный удар", как отмечают зрители и критики, не пытается навязать какое-либо мнение. В нем показаны разные судьбы, которые для каждого зрителя складываются в свою мозаику, в свой ответ на вопрос "Как все это случилось?". Неслучайно после мировой премьеры в Белграде весь четырехтысячный кинотеатр "Сава" стоя аплодировал Михалкову.