В пятницу лидер Национал-большевистской партии* Эдуард Лимонов направил премьер-министру России Михаилу Касьянову открытое письмо. Поводом послужил очередной - уже второй по счету - отказ Министерства юстиции в регистрации НБП как общероссийской партии. Лимонов просит Касьянова помочь в регистрации, в противном случае угрожая акциями протеста и голодовками.
Приведем фрагмент письма Лимонова: "Далее будет невозможно объяснить ни российскому обществу, ни мировому общественному мнению, почему НБП не участвует в Большой Политике, почему ее нет в избирательных бюллетенях. Прошу Вас, уважаемый председатель Правительства, дать указания министерству юстиции, как то предписывает закон, до 9 ноября с. г. зарегистрировать нас в качестве общероссийской политической партии. На сей раз мы не примем отказа и ответим акциями протеста и голодовками по всей стране. А также обратимся в международные судебные инстанции, что станет доказательством отсутствия политической свободы в России”.
С традиционной бюрократической точки зрения Минюст действует абсолютно правильно. Как можно зарегистрировать партию, члены которой бросаются майонезом в уважаемых людей? (партии, лидеры которой в прямом эфире плещут соком в лицо оппонента и таскают женщин за волосы по Госдуме, регистрировать можно). Тем более, многие из членов партии состоят под судом или находятся в местах заключения, и власть обходится с ними весьма жестоко.
Не оправдывая отдельных действий членов НБП, попытаемся порассуждать, чем отказ этой партии в регистрации хорош и чем плох.
Конечно, увидев в Госдуме Лимонова, благопристойные представители российского истеблишмента удивились бы, и многие из них сделали бы кислое лицо. Идеология НБП получила бы трибуну - самую высокую в стране после кремлевской. Конечно, партия эта уж больно молода и задириста - с традиционной бюрократией разговаривать нацболы будут на разных языках. И с этой точки зрения регистрировать партию не нужно.
Однако есть и другая сторона. Регистрация в качестве общероссийской партии накладывает ответственность на руководство организации за действия ее отдельных членов. Регистрация заставляет партию идти во власть законным путем и соблюдать эти законы - а за этим сейчас следят предельно строго.
Радикальные партии присутствуют в политической жизни и парламентах множества стран. Никто не пытается запретить деятельность троцкистов во главе с дамой по имени Арлетт Лагийе. В Европарламенте представлена Транснациональная радикальная партия. Примеров много. И наличие радикалов - как в политической жизни, так и в парламенте - никого в Европе не удивляет.
Но самое главное заключается в том, что радикалы, которых власть на официальном уровне не замечает, а на неофициальном - тащит в тюрьму (как Владимира Линдермана, не дав ему ни позвонить, ни пригласить адвоката; как учительницу из Белгорода, которую за то, что поставила коробку из под торта с будильником у административного здания, засадили в тюрьму, а ее ребенка отдали при живой бабушке в детский дом), делая партию такого рода еще радикальнее. Тем самым власть оправдывает действия партийцев и в их собственных глазах, и в глазах людей. Так, с презрением не замечая каких-то "жалких студентов", царская российская власть воспитала Кибальчичей и Гриневицких, у которых в руках оказались уже не пакеты с майонезом. Это далеко не первый случай в истории, когда людей жестокостью и равнодушием доводили до мысли: "Не желаете слушать слова - так придется слушать бомбы и автоматную стрельбу".
Кстати, насчет обращения в международный суд всемирно известный Лимонов не шутит. И за него найдется кому замолвить там словечко.
Регистрация или отказ в ней - это не способ выражения симпатий или антипатий бюрократии. Это предусмотренная законом процедура образования людьми политической организации. Если устав и программа партии противоречат законодательству - отказать. Если не противоречат - как бы ни было противно, терпеть. Если деятельность партии не выходит за рамки закона - опять-таки терпеть.
Партия, зарегистрированная и вынужденная работать в рамках законодательства, сама не сможет себе позволить хулиганства и мальчишества. Но часто предупреждает саму власть о том, что в стране есть проблемы, что власть чего-то не заметила, что на что-то, о чем и не думали, нужно обратить внимание.
И последнее. Если обнаружатся нарушения, регистрацию можно аннулировать. Но отказывать в регистрации - не слишком умно. В истории России написано много глав о том, что из этого получается.
Андрей Цунский -
пишите...