Власти Ирана начали масштабную сборку новых газовых центрифуг для обогащения урана на предприятии в Натанзе. Об этом заявили дипломаты в штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии в Вене.
Они сообщили, что процесс уже идет полным ходом. Инспекторы МАГАТЭ, накануне побывавшие на объекте в Натанзе, видели, что там установлено уже сто или около того центрифуг модели IR-2M. Они позволяют ускорить примерно в три-пять раз ход обогащения урана по сравнению с темпами аналогичного процесса на старом оборудовании.
Бывший заместитель генерального директора МАГАТЭ Олли Хейнонена сообщил, как скоро произойдет замена газовой техники. По его словам, на монтаж как минимум трех тысяч новых центрифуг в Натанзе Ирану потребуется от шести до девяти месяцев при условии, что все составные части этого оборудования готовы, пишет деловая газета "Взгляд". Ранее, в письме от 23 января, Иран официально уведомил МАГАТЭ о намерении установить в Натанзе более модернизированные центрифуги. О начале таких работ 13 февраля объявил глава Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси Давани.
В связи с этим Россия призвала Иран приостановить обогащение урана на период переговоров по его ядерному досье с постоянной "пятеркой" Совета Безопасности ООН и Германией. А в США усовершенствование центрифуг расценили как провокационный шаг.
Новый раунд переговоров "шестерки" с Ираном пройдет в Алма-Ате 26 февраля. В преддверии этих встреч США ввели целый ряд новых санкций против Тегерана. Иранцы же решили ответить действиями, которые также едва ли будут способствовать возникновению на предстоящих встречах в казахстанской столице доверительной и конструктивной атмосферы.
"С учетом невысоких ожиданий, возлагающихся на переговоры, в предстоящие несколько месяцев Иран рискует создать у Запада впечатление, что он гонится за ядерной бомбой, а не укрепляет свою переговорную позицию", – прокомментировал ситуацию бывший инспектор МАГАТЭ, а ныне президент базирующегося в Вашингтоне неправительственного Института науки и международной безопасности Дэвид Олбрайт.