В понедельник пресс-служба северодвинского судостроительного предприятия "Звездочка" объявила о начале работ по модернизации дизельной подлодки "Калуга" (проект 877) из боевого состава Северного флота для ее дальнейшей продажи Индии. По сведениям "Коммерсанта", российский Военно-морской флот (ВМФ) в ближайшее время лишится еще одной такой подлодки.
В настоящее время подлодки проекта 877 находятся в боевом составе всех четырех российских флотов. Однако лишь на Северном и Тихоокеанском флотах имеются боеспособные соединения этих лодок. В состав Балтийского флота входят лишь две лодки этого типа, которые долгое время простаивали в ожидании ремонта. Поэтому для подготовки экипажей подводников на Балтику в 2001 году даже прошлось перегонять с Северного флота аналогичную подлодку "Вологда".
По планам Минобороны, к концу 2010 года в боевом составе флота останется не более дюжины дизель-электрических подлодок. На поддержание остальных у ВМФ нет средств: сейчас бюджетом выделяется лишь 34% от требуемых средств для ремонта субмарин. Поэтому не исключено, что и остальные подлодки тоже будут распроданы зарубежным заказчикам. Правда, источник издания в главкомате ВМФ категорически опроверг информацию о будущей продаже подлодки "Калуга" индийцам. Зато другой источник в главном штабе ВМФ, отказавшись от комментариев по этому поводу, в то же время подтвердил хроническую нехватку в ВМФ средств на проведение судоремонтных работ и заявил, что продажа или сдача в аренду кораблей и подлодок из боевого состава флота позволит привлечь дополнительные внебюджетные средства на проведение ремонта кораблей российского ВМФ. Контракт на продажу двух подлодки проекта 877 из наличия ВМФ России, по сведениям издания, должен быть подписан между "Рособоронэкспортом" и минобороны Индии в начале декабря во время визита в Дели президента Владимира Путина. Именно поэтому на северодвинском предприятии "Звездочка" сейчас началась предпродажная подготовка первой субмарины Б-800 "Калуга": ее ремонт и переделка в экспортный вариант 877ЭКМ. Вторая лодка, видимо, тоже будет поставлена из боевого состава Северного флота.
Дизель-электрические торпедные подлодки проекта 877 "Палтус" разработаны в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) и являются самыми малошумными в отечественном флоте. За это они получили прозвище "черная дыра", а также название "Варшавянка", поскольку субмарина должна была стать ударной силой флотов стран Варшавского договора. Всего с 1980 по 2000 год было заложено 44 лодки проекта 877 "Палтус" (западное обозначение Kilo). Из них 19 подлодок в экспортном исполнении 877ЭК и 877ЭКМ было поставлено за границу – в Алжир (2), Ливию (1), Польшу (1), Румынию (1), Индию (8), Иран (3) и Китай (3). Еще одна субмарина, заложенная как проект 877, сейчас достраивается по проекту 636М. Из 24 лодок, доставшихся ВМФ СССР и России, 5 лодок (Б-229, Б-248, Б-404, Б-405 и Б-439) были списаны в 2001-2002 годах. Кроме того, четыре подлодки проекта 877 Тихоокеанского флота находятся в резерве в ожидании ремонта. Оставшиеся 15 субмарин этого проекта являются единственными дизельными подлодками, находящимися на вооружении военно-морского флота России. Еще одна дизельная подводная лодка - Б-380 проекта 641Б – находится на ремонте в Севастополе.