Что новенького: Со времен лондонских постановок Брэндана Фрейзера впервые можно увидеть таким настоящим, словно он стоит в нескольких шагах на древесных подмостках театра. Где-то мы это уже видели: Год назад от ожившего динозавра убегал Бен Стиллер в комедийной "Ночи в музее", в подземелье спускались герои компьютеризированных "Хроник монстров", а трехмерным изображением совсем недавно прославился "ВАЛЛ-И". Фильмы из этой серии: "Путешествие к центру Земли" Генри Левина (1959 год), "Путешествие к центру Земли" Расти Леморанда и Альберта Пьюна (1989 год), "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной Шкаф" Эндрю Адамсона (2005), "Звездная Пыль" Мэттью Вона (2007). #{video} На заре кинематографа, более 100 лет назад, фильмы не были похожи на сколько-нибудь законченные произведения. Зарождающийся жанр лишь только ощупывал свои возможности, поигрывая мышцами, о силе которых никто даже не догадывался, поэтому и первые картины были сделаны с установкой на максимальный реализм и своего рода эпатаж. Сегодня новыми являются фильмы, выполненные в 3D – жанре самом свежем и дорогостоящем, способном удивить и напугать своей правдоподобностью. Точно так же, как братья Люмьер в 1896 году развлекали и стращали своих зрителей поездом, прибывающим на вокзал города Ла-Сьюта, Эрик Брэйвиг в 2008-м щекочет нервы уже современников. Первые двадцать минут "Путешествия к центру Земли" зрители в кинозале охают и вскрикивают, когда герой после чистки зубов выплевывает воду или раскручивает диск йо-йо, направленный куда-то в область зрительского носа. К тому времени как перестаешь брезгливо и боязливо морщиться, пытаясь увернуться от падающих предметов, наступает ожидание чего-то еще более захватывающего, чем жонглирование горящими котятами. Разочарования не происходит – экшен начинается ровно в тот момент, когда заканчивается головокружение. Кадр наливается спелыми красками - почти кислотными, психоделическими, о чем довольно скоро напоминают величиною с дом поганки, растущие в подземном мире. В голову летит уже не мелочовка, а вулканические образования, а сам смотрящий оказывается втянутым в погоню по подземным шахтам и почти подвергается опасности быть съеденным заживо. Все подчинено единственной цели – протянуть рельсы виртуальных американских горок от начала до самой вершины, а диалоги и пластические движения артистов нисколько не мешают динамичному развитию событий. "Мистер Андерсон, не соблаговолите ли вы объяснить важнейшие принципы работы гармонического осциллятора?" - "Элементарно, мой друг, дело в том, что когда возвращающая сила F, пропорциональная смещению x, что, безусловно, прекрасно совмещается с законом Гука, влияет на смещение равновесия, тогда и образуется подобная система классической механики!" - "Благодарю, любезнейший. Откушаете чаю?" - "Пренепременно, любезнейший", - разумеется, подобных диалогов, приближенных ко времени написания романа, в фильме обнаружить не удастся. Большинство реплик персонажей строго ограничены информативной составляющей, не требующей долгого осмысления, а также разбавлены юморесками практического значения. Тем не менее вернистам не следует переживать о нарушениях литературной канвы – Эрик Брэвиг, прежде известный россиянам как создатель "Зены, королевы воинов", не извратил ни буквы текста, слепив подвижные скульптуры из уже написанных Жюлем Верном. Иными словами - будущее, без сомнения, за трехмерной графикой. Вообразить, как будут дрожать от страха первые зрители какого-нибудь "Звонка 3D", совсем не трудно, и пожалуй, снять голограммический хоррор будет следующей ступенью развития кинематографа. А пока – держитесь за кресла, потому что ухватить руками флюоресцентную пещерную экранную птичку вам не удастся. Впрочем, тоже - пока.