Еще мыслители древности пытались разгадать секрет ее очарования. Великий историк Плутарх так писал о Клеопатре: "Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие…".
Клеопатра родилась в Александрии в 69 году до н.э. Ее отцом был фараон Птолемей XII Авлет (Флейтист). Авлет дал дочери прекрасное образование. Она прилежно изучала философию, была хорошо знакома с литературой, играла на разных инструментах и свободно говорила на нескольких языках. Незадолго до своей кончины, в июле 51 года до н.э., владыка Египта завещал престол своим старшим детям: Клеопатре и Птолемею XIII – древний закон запрещал женщине царствовать самостоятельно. Следуя обычаю, брат и сестра сразу же вступили в брак друг с другом. И почти сразу же между ними разгорелась война за престол. Главные противники Клеопатры оказались в окружении мужа, от имени которого они пытались править. Возглавлял их наставник молодого Птолемея евнух Потин. Царица, уже давно понявшая силу женского очарования, оказалась бессильной против евнуха, но выход нашла быстро. Было ясно – помощь надо искать в Риме. Для Клеопатры оставалась только одна возможность вернуться к власти – очаровать римского правителя, самого Цезаря.
Когда Цезарь в 48 г. до н.э. прибыл в Александрию, он тайно вызвал Клеопатру из Сирии, где она находилась в изгнании. Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Едва услышав ее голос, он мгновенно был покорен ею, и если прежде он намеревался быть судьей над Клеопатрой, то теперь стал ее защитником. Клеопатре было двадцать, Цезарю – за пятьдесят.
Что руководило действиями царицы – великая любовь или трезвый расчет? Наверное, и то, и другое. Но несомненно, что она проявила себя очень мудрым и тонким политиком, сделав ставку на двух величайших людей своего времени – сначала на Гая Юлия Цезаря, а затем на Марка Антония. Рим в это время переживал трудный переход от республики к империи, сопровождавшийся борьбой в сенате. Этим и воспользовалась царица, чтобы отвоевать независимость Египта.
Любовь Цезаря к Клеопатре была огромна. Историки свидетельствуют, что в то время, когда для Цезаря был дорог каждый день (он вел борьбу за единовластие в Риме), он позволил себе несколько месяцев провести с Клеопатрой в Египте, путешествуя к верховьям Нила, а позже пригласил египетскую царицу в Рим, где она вместе с их сыном Птолемеем-Цезарионом жила на его вилле. В храме Венеры он распорядился установить золотую статую Клеопатры. Диктатор вынашивал планы стать владыкой Рима, а своей супругой и соправительницей сделать Клеопатру, потомка фараонов. Но этим планам не сужено было сбыться.
После вероломного убийства Цезаря Клеопатра вернулась в Египет, где узнала о появлении нового римского диктатора – Марка Антония. Конечно же, ей необходимо было покорить и его. Судьба давала Клеопатре еще один шанс стать правительницей римского государства, а возможно, и получить двойную имперскую корону объединенных Запада и Востока.
… Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, с посеребренными веслами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в Тарсу (город в Малой Азии) под звуки нежнейшей музыки. Когда сумерки сгустились, на корабле зажглась грандиозная иллюминация. Внутри все поражало своим великолепием. Пол устилали розовые лепестки, золотая посуда была инкрустирована драгоценными камнями. Стены обтянуты вышитым шелком, играл оркестр, на столах стояли изысканные кушанья. И в центре этого праздника – прекрасная царица в роскошном наряде, подчеркивающем ее обольстительную фигуру. Глаза густо подведены сурьмой, веки подкрашены мелко тертым сернистым свинцом… Антоний долго не мог прийти в себя от потрясения – такой величественной оказалась Клеопатра. Он влюбился в нее так же, как и Цезарь, и был готов бросить к ее ногам весь мир. Римский историк Аппиан говорил об этой встрече: "Клеопатра, царица Египта, встретилась с ним, и сразу, с первого взгляда, завладела его сердцем. Эта любовь довела до крайних бедствий их обоих, а за ними и весь Египет". Но разве тогда они думали об этом? Чего бы ни требовала Клеопатра, все выполнялось неукоснительно. Так, сестру Клеопатры Арсиною, претендентку на египетский престол, находившуюся в Милете, в храме Артемиды, Антоний велел убить по первой просьбе царицы.
Клеопатра безошибочно определила слабые места Марка Антония и умело подыгрывала ему. Царица участвовала во всех незамысловатых развлечениях Антония, ни на шаг не отпуская его круглые сутки, все сильнее привязывая к себе великого римлянина. Вместе с ним она играла в кости, пьянствовала и отпускала грубые солдатские шутки. Они вместе охотились и рыбачили. Клеопатра создала для развлечений "Союз неподражаемых". Каждый вечер двенадцать избранных участвовали в царских забавах Клеопатры и Антония. Они проводили время в нескончаемых роскошных пирах, а по ночам переодевались простолюдинами и шлялись по городским притонам.
Роман Антония и Клеопатры продолжался почти четырнадцать лет и мог бы иметь счастливое завершение, однако судьба распорядилась иначе. Поглощенные любовными утехами, Клеопатра и Антоний упустили резкое усиление в Риме власти Октавиана, приемного сына Цезаря. Ослепленный любовью триумвир совершил ряд опрометчивых шагов, раздарив своей египетской супруге и детям (сыну Цезаря Птолемею-Цезариону и их собственным с Клеопатрой детям, Александру-Гелиосу и Клеопатре-Селене) большую часть римских владений на Востоке. Назревала большая война. Объединенные силы Клеопатры и Антония были огромны, казалось, Октавиан будет безжалостно разбит. Но царица Египта допустила роковую ошибку, стоившую ей жизни – в морском сражении она не выдержала и вывела свой корабль из гущи схватки. Увидев, что Клеопатра отступает, за ней устремился и Антоний… Позже он покончит с собой, бросившись на меч.
Клеопатра понимала – теперь она обречена. Со смертью Марка Антония ее карта была бита. Но она не боялась смерти. Она хотела только одного – умереть без боли и конвульсий. Царица продумала до деталей сценарий своего ухода из жизни и выбрала для самоубийства самый экзотический способ – укус маленькой змейки аспида, которую верный слуга принес ей в корзинке с плодами смоквы. Октавиан так и не смог с позором провести гордую царицу в цепях за своей триумфальной колесницей по улицам Рима.
Ей было тридцать девять лет; двадцать два из них она занимала царский трон. Она была погребена рядом с Антонием, о чем просила Октавиана в предсмертном письме. Всю свою жизнь Клеопатра старалась сохранить египетский престол... И она проиграла. Возможно, потому, что была больше женщиной, чем могла себе позволить. А большая политика такого не прощает.
Легендарная Клеопатра знала все секреты власти над мужчинами, но при этом вовсе не блистала классической красотой. Ее лицо не отличалось правильностью черт. У нее были глубоко посаженные глаза, выступающий подбородок, длинный крючковатый нос – как у всех Птолемеев. Но ведь она была роковой женщиной, вершащей судьбами государств и народов. И как сказал французский ученый и философ Паскаль, "если бы нос Клеопатры был короче, мир был бы иным"…