Экс-премьера Касьянова ждет публичное унижение. Решив баллотироваться на пост президента в 2008 году, он уже сейчас столкнулся с проблемами, которые трудно преодолеть и которых не ожидал. И чем ближе выборы, тем более очевиден трагизм ситуации для Касьянов.
Бюрократ-демократ
Михаил Касьянов выделяется из списка лидеров движений демократического толка. Он пришел в политику из исполнительной власти. До политики он формировался как типичный бюрократ ельцинского типа с соответствующими пятнами на репутации. Его появление на политической сцене год назад потрясло оппозиционные ряды, в которых давно шел спор по вопросу "кто самый главный демократ?". Несмотря на заведомо нулевые шансы на президентских выборах демократы восприняли Касьянова неожиданно серьезно. Теперь вопрос №1 не о том, кто из демократов главный, а о том, стоит ли "присягать" Касьянову. Партия "Яблоко" категорически отказалась признать Касьянова лидером оппозиции. Следует отдать должное лидеру "Яблока" Григорию Явлинскому, человеку, считающему себя порядочным и последовательным, затруднительно сближаться с новоявленным "лидером всех демократов" после того, как сам Явлинский называл его лоббистом олигархических интересов и недвусмысленно намекал на коррумпированность Касьянова. В "Союзе Правых Сил", который много лет безуспешно объединяется с "Яблоком", позиция более дружественная к экс-премьеру. Политологи считают, что СПС может поддержать Касьянова по меркантильным соображениям, но рискует окончательно дискредитировать себя. Впрочем, правым не впервой отказываться от принципов из соображений собственной выгоды.
Неразборчивые связи
Вопрос дружбы СПС с касьяновским "Народно-демократическим союзом" (НДС) очень непростой. С одной стороны, из СПС в НДС уже перебежало немало кадров. Понять причины перебежек нетрудно. Кто такая Ирина Хакамада, ставшая правой рукой Касьянова в НДС? Политик-банкрот, неудачница с одиозной репутацией. На исходе карьеры госпожа Хакамада даже сделала то, что свойственно отставным политикам-пенсионерам – написала книжку про "Секс в большой политике", но и ее продажи оказались провальными. Хакамада никому не интересна – ни в большой политике, ни в ее "сексуальном" контексте. Другой экс-член СПС Иван Стариков также не имел шансов в умирающем СПС – и перешел в НДС. Так Касьянов собирает вокруг себя отдельных неудачников, нуждающихся в трудоустройстве. С другой стороны, Касьянову нужно, чтобы его поддержали демократические партии, чтобы примерить на себя лавры объединителя демократов. Возможные союзники понимают, что экс-премьер рассчитывает на них, и разворачивают торговлю своими услугами. Сейчас СПС старается поглотить Республиканскую партию, чтобы повысить свою капитализацию на политическом рынке. Однако в самой партии многие боятся, что станут для Касьянова предметом одноразового пользования – как первая ступень ракеты, ведь экс-премьер заинтересован в борьбе за пост президента, а будущее СПС и других партий, стремящихся попасть в Госдуму, его мало волнует. К тому же "неразборчивая связь" с бывшим премьером несет в себе и имиджевые издержки. Республиканец Владимир Лысенко отмечает, что "есть проблема с Михаилом Касьяновым", потому что "население к нему относится очень плохо, и если его выставить в первом ряду, это может привести к негативным результатам". Словом, демократы боятся, и надо признать, вполне оправдано.