Очевидная выгода
Выгода государства от посадки Ходорковского очевидна. На этот счет предельно логично и недвусмысленно высказался помощник президента Игорь Шувалов. Дело ЮКОСа было в известном смысле показательным. Олигархические игроки рынка должны были вспомнить, что у них есть кое-какие обязанности перед страной, зафиксированные федеральными законами. В том числе обязанности налогоплательщика. На протяжении многих лет наблюдалась парадоксальная картина: крупный бизнес извлекал колоссальные доходы из полученной за бесценок собственности, но платил многократно заниженные налоги. Во всем мире уклонение от уплаты налогов считается одним из самых тяжких преступлений. Логика проста: бизнес обязан через налогово-бюджетную систему делиться с обществом доходами. В противном случае социальные, научные, оборонные и прочие институты разваливаются. (Ну не могут олигархи охранять границы – это может делать только армия, финансируемая из одного источника – федерального бюджета). Было необходимо остановить деградацию институтов государства – российский олигархат получил сигнал о необходимости уважительно относиться к налоговым обязательствам. Сигнал был доведен до завсегдатаев Куршавеля в понятных им терминах. После этого резко выросли налоговые поступления в бюджет – нефтяники, газовики, металлурги и прочие быстренько вытащили свои финансовые потоки из оффшоров на свет божий. Помимо налогового аспекта выгоды государства есть еще один. Крупный бизнес вспомнил, что такое дисциплина. Буквально вчера олигархи пребывали в уверенности, что достаточно вбросить денежку в нужные комитеты Государственной думы, федеральные и региональные министерства, etc, и любые желания – начиная с отъема собственности у конкурента и кончая назначением министров – воплотятся в жизнь. Дело Ходорковского было жестким, не оставляющим сомнений, сигналом для олигархата. Ребята, игры кончились, никто не вправе манипулировать государством.
Выгода обслуги Ходорковского
У опального нефтяника много обслуги. Речь, конечно, не о домработницах Ходорковского. О людях, извлекающих выгоду из событий, связанных с делом, ЮКОСа и делом Ходорковского. Их много, у них хороший аппетит и высокие тарифы. Начнем с медийщиков. Наши уважаемые коллеги в десятках изданий в России и за рубежом с делом Ходорковского получили возможность хорошо заработать. Они и раньше неплохо себя чувствовали в компании Михаила Борисовича. Каждая кампания олигарха, будь то направленная против кого-то из политических или коммерческих конкурентов или за выгодные нефтянику законы, сопровождалась валом громких (но далеко не всегда качественных – извините, коллеги) публикаций. С раскруткой дела Ходорковского деньги понеслись к медийщикам и пиарщикам бескрайним бурлящим потоком. У некоторых даже закружилась голова – в ряде изданий количество публикаций "на заданную тему" достигло неприличных высот, затмив остальные темы. Отдельная группа заинтересованных лиц – юристы. Больше всех в наиболее жестком подходе государства к Ходорковскому заинтересованы его защитники – личные и корпоративные адвокаты. Здесь логика точно такая же, что у медийщиков. Чем жестче наезд, тем выше ставки гонораров. Чем дольше следствие, разбирательства в суде и потенциальные сроки заключения, тем больше заветных часов, месяцев, дней, а еще лучше – лет! – работы юристов. Несколько раз мне говорили, что юристы Ходорковского молятся на наиболее строгий из возможных для Ходорковского исход дела. Это ж какие деньги маячат впереди! Господи, дай Михаилу Борисовичу десять лет строгача с конфискацией! – примерно так звучит интерес юристов уголовного нефтяника. Есть еще "третий эшелон" заинтересованных лиц. Например, разного рода эксперты околовсяческих наук, пригодные для выступления со своим весомым мнением в проплаченных газетных публикациях. Представим, что какой-нибудь известный шахматист в интервью какой-нибудь известной газете (особенно хорошо, если с мировым брэндом) глубокомысленно рассуждает о безгрешности и прозрачности Ходорковского. Такому не то, что заплатить, такому грех не дать сотенку миллионов на создание собственной партии. Чем жестче претензии властей к ЮКОСу и лично Михаилу Ходорковскому, тем больше финансовый успех вовлеченных в дело газетчиков, пиарщиков, политиков и политтехнологов, комментаторов, общественных деятелей, etc. Люди сострадают сидельцу "Матросской тишины" и в то же время желают ему "жесткой посадки". Искренне. Потому что это выгодно.
Выгода друзей
Михаил Борисович имеет друзей, близких коллег и соратников. Большинство из них вполне искренне переживают по поводу некомфортных бытовых условий, в которых тот оказался. При этом среди них есть очевидные выгодоприобретатели от дела Ходорковского. Как известно, бразды правления группой "Менатеп", в которой сосредоточены все активы, ранее подконтрольные Ходорковскому, ныне в руках Леонида Невзлина. По мнению многих наблюдателей, господин Невзлин с точки зрения влияния на дела "Менатепа" выиграл больше других акционеров. Напоминаем, что крупнейшими акционерами компании чуть больше года назад были Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин, Платон Лебедев, Василий Шахновский, Владимир Дубов и Михаил Брудно. Ходорковский и Лебедев сейчас под следствием, остальные объявлены в розыски и находятся за границей. Небезынтересна такая подробность как сегодняшний состав акционеров "Менатепа". Саму компанию можно представить как мешок, в котором хранятся мешочки помельче, внутри которых деньги и акции компаний – в первую очередь ЮКОСа. Самый большой "мешок" - "Менатеп" - принадлежал упомянутым выше гражданам. Когда в начале 2004 года перед ними замаячила перспектива уголовной статьи с возможной конфискацией, они быстренько перестали быть акционерами "мешка" Теперь "Менатеп" принадлежит восьми трастовым компаниям, бенефициары (выгодоприобретатели – лица, в пользу которых существует траст) которых не раскрываются. Типовой и эффективный механизм ухода в тень: если раньше акции оффшора, которому принадлежат все многочисленные "мешки" и "мешочки", находились в собственности конкретных лиц, то теперь они закреплены за трастами, которые как бы сами по себе (они по закону могут не раскрывать информацию о бенефициарах даже по запросу своего правительства). Команда Михаила Ходорковского хорошо подготовилась к уголовному делу – конфисковывать нечего. Новый механизм позволяет быстро и тихо переводить право распоряжаться средствами Группы "Менатеп" от одного лица к другому. Согласно сообщениям прессы, теперь Невзлин – человек №1 в Группе вместо Ходорковского. Хотя финансовые потоки от продажи нефти уже, конечно, не пощиплешь. Но все равно приятно порулить.



