Французский художник-новатор Ив Кляйн подарил много веселых моментов людям, изучающим его творчество: то он кидает золотую фольгу в Сену, то выставляет на продажу серию из 11 одинаковых полотен, выкрашенных в синий цвет, присвоив им совершенно разные цены, то устраивает выставку "Пустота", содержание которой полностью соответствует названию. Но по-настоящему прославило художника использование в работах "живых кистей" – обнаженных девичьих тел.
Антропометрии – картины, которые Кляйн начал создавать в 1958 году. Для этого обнаженное тело модели покрывалось синей краской, и девушка оставляла свои отпечатки на холстах. С 1960 года в особо важных случаях, например, в парижской интернациональной галерее современного искусства, во время создания антропометрий действие сопровождала Монотонная Симфония, в которой звучала всего одна нота на протяжении 20 минут. Творчество Кляйна можно охарактеризовать только одним словом – "концептуализм".
Американская художница кубинского происхождения Ана Мендьета в 1973 году устроила шокирующий перформанс в общежитии своего университета в городе Айова. Там была жестоко изнасилована и убита одна из студенток, и Мендьета воспроизвела сцену насилия в своей комнате, скрупулезно восстановив беспорядок, оставленный после борьбы за жизнь. Измазанная кровью, она представляла собой жертву. А годом ранее, в 1972-м, художница нарядилась в перья, изобразив "мертвую сексуально оскорбленную курицу". Акция под названием Death of a Chicken тоже проходила в Университете Айовы. Практически все творчество Аны посвящено женскому началу, первичной роли женщины в мире.
Американский художник, сын иммигрантов из Италии Вито Аккончи использовал тело как средство выражения, при этом всецело используя пространство, в котором он находился. В хрестоматии по современному искусству вошел его перформанс 1972 года под названием Seed-bed в галерее Sonnanbed в Нью-Йорке.
В маленьком зале специально для него был сделан двойной пол, под небольшой платформой лежал художник и онанировал на протяжении всего представления. Зрителям автор великодушно предоставил выбор: уйти или стать невольным свидетелем происходящего.
В 1974 году в Неаполе сербская художница Марина Абрамович предложила себя обществу в "Ритме 0". Гости галереи Studio Morra могли взаимодействовать с ее телом посредством более 70 объектов, разложенных на столе. Среди предметов были роза, перо, помада, нож, пистолет и много других фетишистских мелочей, каждый посетитель мог выбрать только одну вещь. Этот перформанс посвящался жертвоприношениям, ведущим свою историю от Авраама и Исаака до наших дней, в частности ежедневному надругательству над женщиной в повседневной жизни. Публика в основном выбирала предметы, которые могут причинить боль, и после шести часов страданий Марины своеобразное шоу пришлось остановить: один из гостей начал покушаться на ее жизнь.
Надо сказать, что Абрамович и немецкий художник по имени Улай стали авторами целой серии скандальных акций. В 1977 году в попытке шокировать конформистов они явили собой контрольно-пропускной пункт в галерею современного искусства города Болонья. Два абсолютно голых тела на узком входе – при попытке пройти на выставку посетители должны были протиснуться между художниками, развернувшись к одному из них. Все закончилось вполне ожидаемо: за живыми скульптурами пришла полиция и конфисковала их паспорта. В своем творчестве Марина и Улай затрагивали разные философские темы, изучали себя, исследовали мужскую и женскую сущности, учились доверять друг другу.
Король китча, американский художник Джефф Кунс в 1989 году начал работу над серией произведений под названием "Сделано на небесах". В то же время он женился на венгерке из Италии Илоне Шталлер, более известной как порнозвезда Чиччолина. Выставка "Сделано на небесах" была крайне провокационной, демонстрировала голую пару в откровенных позах, стирая границу между изобразительным искусством и порнографией. Так Кунс хотел воззвать к условности художественного вкуса, стимулируя мнение зрителя о том, что приемлемо, а что – нет. Совпадение это или нет, но вскоре после закрытия проекта он подал на развод, видимо, посчитав, что жена в виде порноатрибута ему больше не нужна.
С таким наследием никогда не знаешь, чего ждать от злободневного искусства. Если вы идете по улице и вдруг дворник, офисный клерк, мойщик стекол и еще десяток человек дружно начинают раздеваться, может быть, это вовсе не галлюцинации или групповое помешательство, а замысел бруклинского художника Джефри Тровела. Сцены с раздеванием олицетворяют современную экономику, где одежда символизирует деньги, которых можно лишиться в одночасье. Однако с такой метафорой не всегда согласны сотрудники правоохранительных органов, поэтому для некоторых активистов перформансы заканчиваются в полицейских участках.
Автор текста – Ксения Самохина