Российский союз автостраховщиков обнародовал сведения о работе страховых компаний по закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Конечно, считать деньги в чужом кармане не прилично, однако… В случае с ОСАГО автомобилисты могут наблюдать, как частные страховые компании в погоне за сверхприбылью умудрились поставить себе на службу целые государственные аппараты, пишет "Русский курьер".
За 9 месяцев, прошедшие с начала действия закона об ОСАГО, фирмы - члены РСА продали почти 20 миллионов полисов обязательного страхования ГО на 39,2 миллиардов рублей. За это же время расходы по страховым выплатам составили всего 3,8 миллиардов рублей. Разница более чем в 10 раз впечатляет. Из этих цифр видно, что более 35 миллиардов рублей осели на счетах страховых компаний и в карманах их владельцев. Из 273900 страховых случаев выплаты были произведены только по 200400.
По мнению председателя Движения автомобилистов России (ДАР), депутата Госдумы Виктора Похмелкина обнародованные цифры демонстрируют чудовищное завышение размера утвержденных правительством тарифов по ОСАГО. На выплаты было потрачено меньше 10 % от собранных от страхователей средств. Это недопустимо, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона об ОСАГО выплаты не могут быть меньше 80 % от вырученных страховщиками средств. В сегодняшней ситуации можно вести речь о сверхдоходах, получаемых частными компаниями с помощью государства.
Господин Похмелкин обратился к председателю правительства России Михаилу Фрадкову с требованием выполнить норму закона об установлении экономически обоснованных ставок и снизить величину базового тарифа с нынешних 1980 рублей до 400. ДАР предлагает снизить тариф не в 10 раз, а только менее чем в 5, понимая, что за оставшиеся до конца года 3 месяца страховщикам придется еще выплачивать какие-то суммы по будущим авариям.
В оправдание неимоверно завышенных ставок страховщики приводят примеры западных компаний, уже много лет работающих на рынке ОСАГО. Действительно, тамошние автомобилисты платят побольше нас. Но и получают в "случае чего" не наши $5000! Там выплаты могут достигать и миллиона, и даже больше.
Здесь более уместно сравнение с нашими соседями, недавно установившими обязательное страхование ГО автомобилистами и не входящими в международную "зеленую карту". В Литве, например, пограничная страховка (аналог нашей транзитной) легкового автомобиля на 15 дней сейчас стоит всего 16 литов (1 евро=3,45 лита), при этом страховое возмещение составляет 30 тысяч литов. Здесь надо обратить внимание на один факт: еще пару лет назад, когда закон об ОСАГО в Литве только начинал действовать, такой же полис стоил первоначально 33 лита, но со временем он подешевел до 20, а сейчас и до 16 литов. Снижающиеся тарифы - лишнее подтверждение тому, что ОСАГО для страховщиков очень прибыльный бизнес, как бы глава российского союза автостраховщиков не плакался о его убыточности на пресс-конференциях. Иначе бы в "осаговский" пул не набилось более полутораста фирм.
Прибыль страховщиков была бы еще больше, если бы закон об ОСАГО начал действовать на границе в то же время, что и по всей России - то есть с 1 июля прошлого года, а не с января - февраля этого. Из-за каких-то своих темных игр таможня просто саботировала федеральный закон на подведомственной ей территории. Отсюда упущенная прибыль и непокрытые расходы на ремонт автомобилей, покореженных нашими гостями из ближнего зарубежья.
А вот пример другой страны - Белоруссии. Там пограничная страховка на 15 дней стоит всего 5 евро, при этом страховое покрытие составляет 5000 евро по ущербу имуществу и столько же за причинение вреда здоровью. Годовая страховка одной и той же машины в Минске и Москве стоит 38 и 160 евро соответственно! Но белорусский водитель в том же "случае чего" получит большее возмещение ущерба.
Теперь слово за правительством. Тем более что установленное законом время пересмотра тарифов уже пришло.