В правительстве решается вопрос о лишении Межгосударственного авиационного комитета (МАКа) СНГ полномочий, связанных с расследованиями авиационных происшествий. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники сообщает, что вице-премьер России Аркадий Дворкович поручил рассмотреть возможность их передачи российским органам.
Одновременно был предложен выход России из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 1991 года, а также об условиях пребывания МАКа на территории страны от 1995 года. Но пока, по данным издания, в ведомствах и отрасли относятся к такой идее с осторожностью, беспокоясь о том, что без МАКа российским органам не удастся функционировать должным образом. Представители Аркадия Дворковича и Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на запрос "Коммерсанта" не ответили, с представителем МАКа связаться не удалось.
Однако газета ссылается на источник, который сообщил, что по этому поводу уже высказался МИД. В ведомстве считают, что выход из соглашений может быть расценен как "незаинтересованность России в региональном сотрудничестве в сфере гражданской авиации и неспособность влиять на региональные процессы в данной сфере". Также там полагают, что необходимо "создать аналогичную независимую национальную структуру", которая должна быть подотчетна парламенту или правительству на министерском уровне.
По словам источника издания, инициатива забрать у МАКа расследование авиапроисшествий обсуждается уже некоторое время. В качестве потенциального преемника в правительстве рассматривают Центр обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны. Но из-за критериев независимости, предъявляемых к новому органу, идея пока "подвисла".
МАК СНГ – это надгосударственный орган, учрежденный в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего Советского Союза. Изначальные функции ведомства – выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Постепенное лишение МАКа функций в России началось в конце 2015 года, когда премьер Дмитрий Медведев распорядился передать их комитету по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу.