По мнению социологов ситуация накануне первого тура выборов губернатора Рязанской области остается по-прежнему неопределенной. Итоги опроса общественного мнения проведенного на прошлой неделе социологами ООО "Политконсалтинг" показывают, что лидеры губернаторской гонки идут плотной группой с минимальным отрывом друг от друга. Напомним, что основными претендентами на пост рязанского губернатора являются действующий губернатор Вячеслав Любимов, депутат- "единоросс" Игорь Морозов и его коллега по ГосДуме, член фракции "Родина" Георгий Шпак. Вердикт социологов - второй тур губернаторских выборов в Рязани неизбежен. А вот вопрос об участниках второго тура составляет основную интригу ситуации. Исходя из ответов на вопрос "Если бы выборы губернатора состоялись сегодня, то за кого из кандидатов вы бы проголосовали?" наиболее вероятным участником второго этапа голосования является Игорь Морозов, которого готовы поддержать 24 процента избирателей. По данным опроса, за вторую позицию во втором туре разворачивается ожесточенная борьба. Генерал Шпак (поддерживаемый 16 с половиной процентами избирателей) и губернатор Любимов (с 17 с половиной процентами) активно пытаются завоевать симпатии рязанцев.
Любопытно, что претенденты на право выйти во второй тур с Игорем Морозовым избрали диаметрально противоположные тактики воздействия на избирателя. В ходе исследования изучались источники информации о кандидатах (вопрос "Из каких источников вы получаете информацию о кандидатах?"). В результате социологи выяснили, что если Вячеслав Любимов ориентирован на агитацию в средствах массовой информации (более 52 процентов избирателей получают информацию о нем именно из СМИ), то Георгий Шпак явно сделал ставку на мощную агитационную сеть. Доля избирателей, узнавших о Шпаке от агитаторов и из агитационных материалов составляет 42 и 46 процентов соответственно.
Какая из ставок окажется верной, покажут результаты выборов, однако ориентация Георгия Шпака на агитаторов дает довольно любопытные побочные эффекты. В ходе оценки негативной информации о кандидатах, распространенной во время избирательной кампании, респондентам предлагалось сформулировать свое отношение к ряду суждений о кандидатах. Сопоставив полученные ответы с данными об источниках информации, социологи отмечают странное доминирование агитаторов, как инструмента распространения сведений, порочащих соперников генерала. Так, информацию о якобы наличии у Вячеслава Любимова многомиллионных счетов в зарубежных банках, более 20 процентов избирателей получили именно от агитаторов. Другой пример выглядит еще более наглядным – информацию о желании Игоря Морозова привлечь в Рязань инвестиции и гастрабайтеров с Северного Кавказа (еще одна предвыборная "утка") почти 30 процентов опрошенных получили от агитаторов, а 38 процентов… из агитматериалов самого Морозова, которые были кем-то сфальсифицированы. В ситуации, когда агитационная сеть Шпака является самой мощной в области, такие результаты наводят на крайне тревожные мысли.
Справедливости ради стоит отметить, что жертвой "черного пиара" стали не только оппоненты генерала Шпака, но и он сам. Так, многие избиратели оказались "проинформированы" о вероятном пристрастии Шпака к спиртному и его возможной причастности к хищениям в Вооруженных силах РФ. Однако в этом случае информация распространилась благодаря умело запущенным слухам (почти 40 процентов опрошенных узнали об этом от знакомых и родственников). Таким образом, по оценкам экспертов ООО "Политконсалтинг", активная избирательная кампания всех основных претендентов на губернаторский пост в Рязани привела к серьезной дезориентации электората. Моделируя голосование во втором туре социологи предлагали респондентам ответить на вопрос "Если выборы губернатора будут проходить в два тура, и во втором туре будут участвовать предлагаемые пары кандидатов, то за кого из них вы проголосуете?". Описывая модели голосования во втором туре, социологи отмечают, что в случае соперничества во втором туре Морозова и Любимова однозначную победу одержит Морозов (59 процентов против 24), в то же время в паре Шпак-Морозов социологи прогнозируют лидерство Шпака (50 процентов против 34), а в случае выхода во второй тур Шпака и Любимова однозначно побеждает Шпак (51 процент против 35). Такой расклад еще более запутывает картину предстоящих выборов и драматизирует ее.
Тем не менее авторы опроса говорят о том, что ситуация в области развивается крайне динамично и окончательные итоги будут ясны даже не 14 марта, когда состоится первый тур голосования, лишь в финале второго тура.
Использованы данные опроса, проведенного 4-7 марта 2004 года ООО "Политконсалтинг" по заказу Морозова И.Н. на территории Рязанской области методом анкетного опроса по квотной репрезентативной выборке. Опрошено 1058 респондентов. Статистическая погрешность 2,5 процента.