Что касается расходов, тут все достаточно ясно и понятно. Но возникает вопрос по поводу роста доходов бюджета, которые выросли за счет элементарного арифметического действия. Под всеобщим давлением прогнозная цена на нефть поднята до 61 доллара за баррель. Ничто не остановило государственных мужей от подобной арифметики. А ведь бурный рост нефтяных цен – до 80 долларов за баррель (в отдельных сделках – и выше) – основан не только на объективных показателях. Зачастую влияют на ситуацию и зыбкие политические изменения, а порой – и элементарные спекуляции. Вспомните, как забастовка в Нигерии и ураган в Мексиканском заливе подняли цену, а спад спроса в США ее же и уронил. Или приезд Кондолизы Райс в сражающийся Израиль, за которым последовало снижение цены чуть не на 5 долларов?! Куда качнется маятник в следующем году, не берется предсказать никто. Можно сказать, что попытки "очистить" государственный бюджет-2007 от нефтяных денег на этот раз не удались. Само предложение большинству экспертов кажется не бесспорным, хотя многие из них готовы использовать такое "наглядное пособие" для расширения экономического кругозора российской власти. Суть предложения, не один раз высказанного министром финансов Кудриным и на заседаниях правительства, и на встречах с журналистами, и в печати (например, в последних номерах журналов "Вопросы экономики" и "Экономическая политика"), более чем проста. Поскольку доходы от энергетического экспорта в государственную казну неимоверно выросли, причем в силу конъюнктуры мирового рынка, министр предлагает не запускать в оборот эти "дармовые деньги". Он предлагает свой "гамбургский счет", когда освобожденный от нефтяных сверхдоходов бюджет окажется более точным, высвечивающим истинные доходы, а не подарки мировых бирж. Уже на ближайшее время нам "светил" дефицит – забытое, но очень болезненное слово, за которым вполне могло бы последовать и другое малоприятное – секвестр, то есть вынужденное сокращение расходов. Очень жесткое напоминание, что нельзя надеяться на неиссякаемый источник нефтедолларов, надо и самим развиваться, зарабатывать, платить налоги. Тем паче, что представители бизнеса поднимают разговоры о необходимости облегчить налоговое бремя, а брешь в бюджете затыкать средствами Стабилизационного фонда. О фонде – вообще отдельный разговор. Само его существование невольно делает из наших бизнесменов, да и многих государственных чиновников, рантье, предполагающих, что уж из "кубышки" - то при любом раскладе можно черпать и черпать. А если часть фонда пустить на мировые фондовые рынки, то и работать не надо! К тому идем... #{more}На днях министр экономического развития Герман Греф наглядно продемонстрировал, что развитие российской экономики не полностью зависит от нашей работы. В первом полугодии российский ВВП вырос на 6,3%, а промышленность – только на 4,2%. В июле при росте ВВП на 7,4% промышленность приросла всего на 2,9 процента, то есть отстала на 4,5%. Что же дало прирост, за счет чего мы живем? Торговля и строительство. Ну, о росте строительства, особенно жилищного, мы наслышаны, цены действительно зашкаливает с каждым месяцем. А прибавка в торговле, надо полагать, сложилась в основном за счет нефти. Прямо сюжет из программы "Городок" на канале "Россия": "Сказание о земле Сибирской -2016". Там дедуле пенсию в четырех мешках привозят – баррель уже за 5 тысяч долларов перевалил. Правда, картошкой не разживешься на эти деньги - она уже 10 тысяч стоит. "Картошечка-то, она работы-заботы требует, это тебе не баррель" - говорит почтальон... Министр Кудрин, готовя свои предложения по "бюджету без нефти", приводил такие цифры: в 2002 году российский бюджет получал от нефтегазовой отрасли 23,4% своих доходов, а к 2005 г. эта доля уже выросла почти вдвое — до 45%, в 2006 – перешагнет половину, достигнет 52,2%. Более подробно весь этот механизм министр и описывает в своей статье “Механизмы формирования нефтегазового баланса бюджета России” в августовском номере журнала “Вопросах экономики”. Это составит более 3 триллионов рублей, почти 12% ВВП (все доходы бюджета – 22,8% ВВП). И боюсь, что эта огромная сумма привлечет внимание лишь как возможность потратить ее в еще каких-либо целях. По мнению Кудрина, изложенному в статье, Россия чрезмерно полагается на непредсказуемые нефтегазовые доходы, хотя опыт таких наших соседей как Норвегия и Казахстан показывает, что есть более рациональные способы их применения. И он предлагает ограничить использование "энергодолларов" за счет большего отчисления в стабилизационный фонд или создания еще одного - нефтегазового фонда, поскольку в Стабфонд не попадает довольно много доходов от нефти и ничего – от газа, хотя последний тоже "попал в струю" и значительно вырос в цене. Очень подробно министр расписывает механизм планирования бюджета на основе разделения доходов на сырьевые и несырьевые, пытаясь, с одной стороны, защитить бюджет страны от перепадов на мировых рынках, а с другой – найти более эффективные способы использования сверхдоходов. Желающие ознакомиться с первоисточником пусть обратятся к журналу. Быть может, внимательное прочтение статьи, разъясняющей суть проблемы, поумерит аппетиты. Материал подготовил Валерий Копотин