Специалисты выделяют в жизни Пикассо определенные творческие периоды: "голубой", "розовый", "африканский". Во время так называемого голубого периода художник писал картины, выдержанные исключительно в холодных синих и зеленых тонах. На полотнах, как правило, были изображены старики, дети и несчастные матери. Биографы Пикассо предполагают, что в этот период он чувствовал себя глубоко несчастным, но, как известно, такое состояние духа только способствует выражению таланта любого мастера.
Кубизм, неоклассицизм и сюрреализм также занимали не последнее место в творчестве художника. Многие критики и по сей день не принимают кубизм, но именно работы этого направления всегда продавались по самым высоким ценам.
Одно из самых известных произведений Пикассо "розового периода" – конечно же, "Девочка на шаре". Бродячая группа акробатов вдохновила художника на создание полотна со своей, особенной, атмосферой. В 1913 году на одной из Парижских выставок эту картину для частной коллекции приобрел известный российский купец Морозов. На сегодняшний день полотно хранится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
"Авиньонские девицы" – первая картина "кубического периода" мастера. Изначально Пикассо назвал одно из своих любимых полотен совершенно иначе, а именно – "Философский бордель". По слухам, эскизы образов для этой картины он набросал в борделе барселонского Готического квартала.
Отметим, что интерес к порочным персонажам проявлял не только Пикассо. Подобные образы также любил небезысвестный Тулуз-Лотрек, творчество которого оказало немалое влияние на самого Пабло. "Любительница абсента", ныне хранящаяся в коллекции Эрмитажа, в свое время вызвала немало споров среди искусствоведов всего мира.
"Плачущая женщина" – основной образ, который Пикассо использовал при создании своего знаменитого антивоенного манифеста. Причем работ с таким названием у художника было несколько.
Одна из картин, которую большинство обывателей и сегодня воспринимают более чем неоднозначно, – "Женщина с цветком". Многие критики отмечают, что работа заставляет задуматься: куда делся гений Пикассо? И где на картине женщина? Однако женщина все же есть. Внимательный зритель увидит на полотне лицо с весьма неоднозначным выражением.