В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно. Грустно даже не то, что все независимые по конституции ветви власти (парламент, судьи и губернаторы) стали очевидно, хоть и неявно, подчинены Кремлю. Грустно даже не то, что население бездумно продолжает любить президента, несмотря ни на какие происходящие в стране события. Расстраивает не обилие упоминаний президента в эфире федеральных телеканалов и даже не отсутствие критики в его адрес.
Больше всего расстраивает абсолютная, клиническая беспомощность тех, кого еще несколько месяцев назад принято было считать интеллектуальной элитой нации. Заговоры олигархов, одновременные угрозы со стороны США, Китая и международного терроризма, непременная шпионская сущность гражданских организаций – вот и вся мудрость, которую родила эта элита. Вместо того, чтобы смотреть в будущее, лучшие аналитические и экспертные умы ищут аналог текущему моменту жизни страны в прошлом – кто в монархии, кто в сталинских, кто в брежневских, а кто и в горбачевских временах. Те редкие интеллектуалы, которые рискуют заглянуть в будущее, выбирают лишь между китайским и чилийским вариантом, в крайнем случае строят прогнозы не дольше, чем на следующий год. На фоне интеллектуальной импотенции экспертного сообщества, государство пытается объединить рассыпающееся в отсутствие культурной платформы общество как умеет – обращаясь за помощью к церкви. В школах вводится изучение основ православия, церкви бесплатно передаются земли, религиозные праздники становятся выходными. Культура тем временем продолжает разрушаться дальше. Министерство культуры превращено в агенство по выдаче нищенских зарплат музеям и библиотекам, вместо культурной политики у него теперь сметы. На очереди – академия наук. Художников судят за выставки, писателей – за художественную литературу. Искусством считается лишь то, что прославляет власть, либо то, что может украсить собою концерт после съезда. В такой ситуации человеку, адекватно воспринимающему действительность, остаются три выхода: 1. Попытаться встроиться в систему власти. Это практически невозможно, поскольку строящаяся властная вертикаль – клановая, и состоит только из "своих". 2. Попытаться бороться со сложившейся системой. Это бессмысленно, поскольку в сложившейся системе власти участвует не какая-то клика из нескольких десятков человек, а миллионы заинтересованных и вовлеченных людей – чиновники всех уровней, милиция, губернаторы, мэры, генералитет. Любое противодействие этой системе всего лишь сильнее сплотит ее перед лицом общей опасности. 3. Уйти – в эмиграцию, в подполье, в андеграунд. Попытаться существовать вне системы. Для человека внутренне свободного это может быть вариантом, но такой уход непременно приведет к разного рода лишениям – жить в эмиграции тяжело, подпольный художник не сможет участвовать в выставке, писатель не сможет издать свою книгу, музыкант не даст концерт, а ученый не сможет экспериментировать. Когда жизнь в существующей системе становится невозможна, а жизнь вне системы чревата лишениями и ограничениями, естественной мыслью становится идея создания новой системы. Эта система не должна быть оппозиционна существующей (поскольку борьба, как мы заметили выше, бессмысленна, да и оппозиция – это аттрибут существующей системы), она не должна быть альтернативной существующей (поскольку культура, замыкающаяся на сиюминутных социальных и политических проблемах недолговечна). Эта система просто должна быть параллельна существующей, находиться от нее на приличном расстоянии и быть полностью автономной. Таким образом, человеку, адекватно воспринимающему дествительность, предлагается четвертый путь – поучаствовать в деятельности, никак не связанной с существующей вокруг социальной ситуацией. Жить в сегодняшней России отстраненно от ее проблем, наблюдать за ней, как за экзотическим зрелищем. И попытаться понять, какой могла бы быть Россия будущего, заняться проектированием этого будущего. Проект построения такой параллельной культурной системы, называющийся "Россия-2", предлагает известный галерист Марат Гельман. Россия-2, расположенная в географических рамках России-1, населенная теми же самими людьми, что и Россия-1, тем не менее, существует в совершенно иной реальности. В России-2 жизнь не делится на президентские сроки. В России-2 2008 год не является годом истины и ничем не отличается от 2007 или 2009 года. Россия-2 не считает сегодняшний день концом истории, как Россия-1, и не использует созданные в прошлом, отстоявшиеся продукты культуры. Напротив, для России-2 сегодняшний день – это начало новой истории. Россия-2 не ограничивает себя в рамках патриотизма и духовности, не переосмысливает великие эпохи и не формулирует русскую национальную идею, как Россия-1. Зато Россия-2 интернациональна, она смотрит в будущее и порождает новые, невиданные в России-1 идеи и проекты. Россия-2 начинает свою деятельность на поле современного искусства – на том самом поле, где она давно уже существует как факт, как сложившееся восприятие художником окружающей действительности. Уже 15 января в Центральном доме художника пройдет организованная галереей Гельмана выставка, в ходе которой художники представят свое видение новой России. За выставкой последует книга, где то же самое сделают писатели. У России-2 появится свой сайт, свои СМИ, которые совершенно не будут интересоваться жизнью России-1. Поскольку в существующей действительности СМИ России-1 производят все меньше и меньше новостей, интерес публики будет непроизвольно переключаться на СМИ России-2. И чем больше будет сужаться Россия-1, тем активнее Россия-2 будет заполнять собой образующиеся пустоты. И в от день, когда Россия-1 рухнет – по той простой причине, что любая статичная вертикальная система рано или поздно ржавеет и рушится, освободившееся место окончательно займет сформировавшаяся и окрепшая Россия-2.