Вчера Московский городской суд оставил под стражей экс-председателя правления и совладельца НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Его не выпустили ни под залог, ни под поручительство. "Судьи требовали от обвиняемого письменных доказательств того, что он ушел с поста главы ЮКОСа. Его собственного признания в этом оказалось недостаточно, и ему продлили арест до конца года", - сообщает "Коммерсантъ".
Адвокаты Ходорковского обещают продолжать жаловаться в Верховный суд и Европейский суд по правам человека, если об этом их попросит клиент.
Заседание проходило в закрытом режиме - суд удовлетворил соответствующее ходатайство представителя Генпрокуратуры Валерия Лахтина. Он заявил, что присутствие в зале посторонних может привести к разглашению тайны предварительного следствия и даже к возникновению угрозы для участников процесса. "Обосновывая последний довод, Лахтин пояснил, что соучастники Ходорковского предпринимают активные усилия с целью оказать влияние на ход следствия и даже могут находиться в зале суда" ("Ведомости").
"Примечательно, - пишут "Ведомости", - что в аналогичной ситуации, когда 23 июля в Мосгорсуде рассматривалась жалоба адвокатов также арестованного и помещенного в СИЗО совладельца "ЮКОСа" Платона Лебедева, обосновывая необходимость проведения закрытого слушания, Лахтин ссылался на возможное нарушение "коммерческой тайны".
Адвокаты олигарха попытались настоять на открытом заседании. "Это нарушение конституционного принципа гласности судебного заседания, - заявила адвокат Елена Львова, - и ссылаться на тайну следствия тоже нельзя. По этой причине пришлось бы объявлять закрытыми абсолютно все судебные процессы. Кроме того, в этом судебном заседании не будут исследоваться материалы дела. А постановление о привлечении Ходорковского к ответственности Генпрокуратура уже сама сделала достоянием гласности, опубликовав его в СМИ" ("Газета").
Сам Михаил Ходорковский с телеэкрана тоже привел несколько аргументов в пользу своего освобождения. Он сказал, что "стоимость арестованных акций ЮКОСа во много раз превышает сумму ущерба, который он, по версии следствия, нанес своими действиями", - отмечает "Время новостей".
Представители бизнесмена готовы были внести любой указанный судьей залог, кроме того было представлено поручительство, подписанное 40 депутатами Госдумы и 300 сотрудниками ЮКОСа. Адвокаты заявили, что Ходорковский не представляет опасности для общества и готов являться на допросы по первому требованию. Но представители Генпрокуратуры привели свои доводы, заявив, что на свободе предприниматель получит возможность влиять на свидетелей, большинство из которых являются подчиненными Ходорковского. "акже обвинение не исключило и возможности его бегства из страны: другие фигуранты "дела ЮКОСа" скрылись за границей. Адвокаты в ответ поинтересовались, почему тогда никого не объявили в розыск, и заявили, что Ходорковский просто не может уехать, поскольку все его загранпаспорта изъяли еще 5 ноября. Позже, кстати, по решению суда были арестованы и его российские счета" ("ВН").
Но в итоге суд согласился с прокуратурой.
"Такое решение лично для меня сюрпризом не стало, - заявил "Известиям" после окончания заседания Антон Дрель, - конечно, маленькая надежда была, но... Мотивы, по которым суд принимал решение, мне не понятны. Прокуратура не представила ни единого доказательства того, что Ходорковский может скрыться. Напротив, за него готовы были поручиться 40 человек, среди которых депутаты, бизнесмены, деятели культуры и просто известные люди. Мы готовы были внести залог, размеры которого мог установить суд. Сам Ходорковский обратился к суду и обязался приходить на все допросы и участвовать в следственных действиях. Но, по всей видимости, решение было принято заранее. В среду утром я встречаюсь с Ходорковским, мы будем обсуждать, что делать дальше. Возможно, после того как мы получим мотивировочную часть решения, мы обратимся в суд по правам человека в Страсбурге".
На Бориса Надеждина, зам. главы фракции СПС в Госдуме, который также присутствовал в начале заседания Мосгорсуда, самое сильное впечатление произвел телемост, который был установлен между залом судебного заседания и СИЗО, в котором содержится Ходорковский. "Там экран висит большой, - рассказал Борис Надеждин в эфире НТВ. - На экране Михаил Борисович, он буквально в клетке сидит. Честно говоря, вид крупнейшего предпринимателя страны сидящего в клетке, там решетки такие никакого злорадства вызвать не может. Видно, что ему очень тяжело".
Адвокат Александр Березин, представляющий интересы бывшего владельца "Медиа-Моста" Владимира Гусинского, называет рассмотрение жалобы в закрытом режиме "вопиющим фактом". "Это что, дело о шпионаже? - возмущается адвокат. - На то это и суд, чтобы на него никто не мог оказать влияние" ("Ведомости").
Управляющий партнер юридической компании "Вегас Лекс" Альберт Еганян считает, что освобождение Ходорковского вчера ожидать не следовало, поскольку "суд здесь стоит на стороне государства под влиянием государственнической психологии". Сейчас Генпрокуратура оценивает совокупный ущерб, нанесенный государству и третьим лицам "группой Ходорковского", в сумму более $1 млрд. "Вот и выставили бы залог в $2 млрд, - говорит Еганян. - И если бы Ходорковский сбежал, то залога хватило бы на покрытие ущерба плюс лишний миллиард в бюджет" ("Ведомости").
В сходных обстоятельствах три года назад оказался медиамагнат Владимир Гусинский, которого выпустили из Бутырской тюрьмы 16 июня 2000 года. Тогда Генпрокуратура России удовлетворила ходатайство адвокатов медиамагната Павла Астахова и Михаила Бурмистрова об изменении меры пресечения на более мягкую на подписку о невыезде. "По словам представителей Генпрокуратуры, во внимание было принято то обстоятельство, что в 1994 году Гусинский был награжден орденом Дружбы народов, что подтвердили соответствующие документы.
"Независимая газета" отмечает, что Михаил Ходорковский также имеет награду. Он кавалер Ордена Петра Великого. Эта регалия учреждена фондом "Менеджеры новой эпохи" и считается "высшей общественной наградой, вручаемой за выдающиеся заслуги перед Отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России". Постановлением комиссии по присуждению ордена Ходорковский получил его "за выдающийся вклад в развитие экономики России". Среди кавалеров этой награды - Михаил Калашников, Валентина Терешкова, Жорес Алферов, Борис Ельцин, Расул Гамзатов и Кофи Аннан.



