По мнению политологов, акцию с захватом заложников на мюзикле "Норд-Ост" можно расценивать как попытку чеченских сепаратистов привлечь к себе внимание мировой общественности. "Самая плохая реклама – это все равно реклама", - говорят специалисты. По их мнению, террористы могут пойти на все – в том числе и на взрыв здания.
Политологи пытаются дать первые оценки трагедии в Москве. В программе "Радиус" Русской службы BBC ситуацию обсуждали научный сотрудник института востоковедения Дмитрий Макаров и главный редактор газеты "Спецназ России" Ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора "Альфа" Павел Евдокимов.
"Такая акция - это худшее, что могло случиться", - заявил Дмитрий Макаров. Он напомнил, что, судя по опыту Первомайского и Буденновска, российское руководство выходит из таких ситуаций с большим трудом. А нынешняя ситуация, по его мнению, гораздо хуже, потому что у чеченцев сейчас нет пути назад.
Известно, что на женщинах-террористках, ворвавшихся в здание, надеты пояса смертников. По свидетельствам заложников, находящихся внутри здания, в ДК разложено большое количество взрывчатки. Террористы угрожают взорвать здание, если их требование вывести войска из Чечни не будет выполнено в течение недели.
"Угрозы взорвать здание вполне осуществимы, - говорит Павел Евдокимов. - Международный опыт показывает: "наука и техника" терроризма зашли так далеко, что количество взрывчатки на квадратный сантиметр возрастает настолько, насколько возрастает ее убойная сила. И даже если взрывчатки на каждом из захватчиков не так много, то количество людей - и тех, и других - таково, что в случае взрыва число жертв будет очень большим".
По мнению Дмитрия Макарова, все происходящее - это акция смертников, запланированная с единственной целью - громко заявить о себе и попытаться повторить ход Басаева 95-го года.
Дмитрий Макаров полагает, что в последние годы экстремистски настроенные сепаратисты оказались в тупике. "Они ничем не могут привлечь внимание мировой общественности, которая так болезненно реагировала на события в Чечне ранее, сейчас они забыты, и им нужно что-то сделать. Даже самая плохая реклама - это все равно реклама", - сказал он.
Дмитрий Макаров не исключает, что экстремистов могли спровоцировать прежде всего действия - или, точнее, бездействие - российских властей в Чечне.
"На сегодняшний день трудно сказать, что есть какая-то единая федеральная политика в отношении Чечни. Есть разные походы, друг с другом не согласующиеся, иногда просто конфликтующие. Мне бы очень не хотелось, чтобы этот террористический акт подвигнул бы российских руководителей и чиновников еще раз убедиться в своей правоте, что конфликт в Чечне сводится к проблеме терроризма", - предупреждает востоковед.
"Корни конфликта лежат в другой сфере, и все равно рано или поздно придется к этим корням обращаться", - резюмирует Дмитрий Макаров.
Павел Евдокимов не сомневается в том, что переговоры с захватившими здание будут продолжаться, однако не уверен в том, что власти выполнят их требования.
"Представим себе на минуту, что главное требование террористов - прекратить войну в Чечне - все-таки выполняется. К чему это приведет? К огромным человеческим жертвам, в том числе, среди тех чеченцев, которые поддерживали федеральные власти. Скорее всего, те, кто предъявляют требования, сами не верят в возможность их выполнения", - считает Павел Евдокимов.