Недовольство Киева вызвало введение Москвой ограничений на транзит украинских товаров в Казахстан, Киргизию и другие азиатские страны с 1 января 2016 года. Раньше он беспрепятственно отправлял их через Россию по "Договору о свободной торговле". Однако действие документа было приостановлено, и российская сторона обязала украинских грузоперевозчиков заезжать на свою территорию через пункты контроля на границе с Белоруссией. Там на контейнеры, вагоны или грузовики ставят пломбы с датчиками геолокации.
В своем письме в ВТО чиновники отметили, что действия России нарушают Генеральное соглашение по тарифам и торговле. На вопрос, чем именно, Киев ответил традиционно – это, дескать, "интуитивно понятно". Именно такая формулировка содержится в письме, поступившем в распоряжение Life.ru. Украинцы заверили, что экспорт в Казахстан уменьшился на 50%, за первые четыре месяца 2016 года потеряно более 112 миллионов долларов.
В то же время простые подсчеты показывают: путь украинской фуры на маршруте Киев – Астана увеличился примерно на 14%, с трех с половиной тысяч до четырех тысяч километров. "500 километров – конечно, крюк, но это далеко не такие убытки", – отметил председатель профсоюза дальнобойщиков Александр Котов. По словам специалистов, сумма притянута за уши.
Что касается международных соглашений, речь в письме идет, скорее всего, о возможном нарушении статьи 5 части II ГАТТ, касающейся правил транзита, предположил партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко. Он напомнил, что эта статья предписывает странам – участницам ВТО не препятствовать перевозке транзитных грузов. Однако требование, касающееся пломбирования грузовиков с использованием технологии геолокации, этой норме не противоречит, подчеркнул эксперт.
Москва уверена, что не нарушала свои обязательства в рамках ВТО. "В соответствии с правилами организации, члены ВТО могут вводить меры, которые направлены на обеспечение применения таможенного законодательства и необходимы для снижения рисков поставки товаров без уплаты таможенных пошлин. Для этого применяются технические средства контроля, либо определяются пункты пропуска, через которые возможна перевозка", – сообщили в Минэкономразвития.